Утро 10 июля 2020 года Оксана Шатцева помнит детально: это утро смерти ее младшей дочери, 25-летней Нины. Уже после врачи констатировали разрыв маточной трубы, девушка сгорела за три часа. Накануне она жаловалась на боль в животе, но никто не придал этому серьезного значения. Через неделю в семье случилось еще одно горе — от сердечного приступа скончался муж старшей дочери, Алены.
Четыре маленькие внучки бабушки Оксаны — Арина, Ангелина, Варя и Оксана — осиротели.
«А где мама?» — спрашивала пятилетняя Оксана бабушку. «Она улетела на работу на самолетике», — отвечала та. Но вскоре двоюродные сестры проболтались девочке: «У нас папа умер, а у тебя — мама».
«Я для тебя два в одном»
Где дочь Нина познакомилась с Андреем, Оксана не помнит: то ли в Новосибирске, то ли в пригородном Бердске. Молодая пара очень быстро стала жить вместе — у родственников Андрея в Алтайском крае. В 2014 году, когда Нина была беременна, Андрей получил срок за кражу и сел в тюрьму. В апреле 2015-го Нина родила дочь и назвала ее в честь мамы Оксаной.
«Через несколько месяцев после приговора Андрею его родственники выгнали Нину вместе с ребенком на улицу. Она вернулась ко мне в Новосибирск на съемную квартиру. Так мы и стали жить втроем, — вспоминает Оксана Шатцева. — Когда Андрей вышел из колонии, он даже не захотел посмотреть на дочь. Обещал прислать денег на ребенка, но так этого и не сделал, а потом и вовсе пропал».
Узнав о смерти мамы, девочка на несколько месяцев замкнулась в себе, стала совсем тихой, нелюдимой. Потом постепенно оттаяла, но срывы у нее случаются до сих пор. Оксана плачет по маме, бабушка как может утешает. «Я для тебя теперь два в одном», — ласково шепчет ей. Большая Оксана давно научилась скрывать свои слезы от внучки и спокойно отвечать на ее вопросы о Нине.
«Она очень просится на могилу к маме. Летом поедем в Кыштовку, где она похоронена. Надо только денег накопить», — вздыхает Оксана.
«Живем мы трудно»
Накопить денег — задача не из простых, особенно если ты — бабушка-одиночка. Опекунское пособие и зарплата мгновенно улетают на аренду квартиры, еду, одежду и игрушки для внучки. Пенсию маленькой Оксаны по потере кормильца отдел опеки разрешает тратить только на бытовую технику. Отец девочки окончательно пропал. А старшая дочь Оксаны с тремя детьми сама крутится как может. Больше помощи ждать неоткуда.
«Живем мы трудно. Сейчас Ксюне уже восемь лет, и растет она как на дрожжах, каждый сезон нужно покупать все новое: обувь, одежду, — как бы отчитывается передо мной Оксана. — Вот, смотрите, платье недавно внучке купила», — показывает она нарядное платьице.
Старшая Оксана работает в небольшой кондитерской упаковщицей ягодных тортов и пирожных с заварным кремом. Труд нелегкий. У нее постоянно опухают руки, а в праздничные дни, когда особенно много заказов, Оксана может проводить на работе круглые сутки. А еще приходится брать дополнительные смены, чтобы маленькая Оксана одевалась не хуже сверстников. Коллеги знают семейную ситуацию и разрешают приводить с собой на смены внучку: оставить ее дома не с кем. Девочка прекрасно ладит со взрослыми, сотрудники кондитерской в шутку зовут ее «дочь полка».
Маленькая Оксана — красавица с карими глазами, в желтом платьице и с вечными ссадинами на коленках. Девочка очень живая и ласковая, постоянно тянется обнять бабушку. Иногда забывается и называет ее мамой, а та в ответ — дочей.
«Оксана такая же непоседа, какой я была в детстве. Я лазила по чердакам, деревьям, висла на телефонных будках. Две Оксаны, две Шатцевы. Она Андреевна, я Петровна, — смеется большая Оксана. — Она тут недавно упала на улице, я побежала ее выручать и тоже споткнулась. Говорю внучке: “Две Оксаны, две растяпы”».
Старшая Оксана проводит мне экскурсию по их жилищу, маленькой «двушке», и постоянно повторяет: «Мы с внучкой ни в чем не нуждаемся». На диване, где спит девочка, сидят два монстрика Хагги Вагги, потрепанная плюшевая собака Чапа, без которой Оксана не засыпает с двух лет, и любимые куклы. Но частенько ночью, когда становится особенно страшно, маленькая Оксана все равно прибегает в комнату бабушки.
В редкие бабушкины выходные Оксана любит готовить ей яичницу, а потом непременно тянет в парк: выписывать виражи на самокате и кататься на каруселях.
«Ксюня планирует стать миллионершей, когда вырастет, купить дом, машину и обязательно завести домашнего питомца», — с гордостью говорит бабушка.
* * *
Пока машина и дом для двух Оксан — только мечты. Для начала маленькой Оксане нужно окончить школу. И это сейчас главная проблема для девочки. Школа Оксане дается легко: у нее прекрасная память, влет учит стихи наизусть, бегло читает и щелкает математические задачки, как орешки. Но первый класс стал для ребенка тяжелым испытанием: насмешки сверстников сделали ее школьную жизнь невыносимой.
«Раньше Ксюня худенькая была, но после смерти мамы у нее произошел какой-то сбой в организме, и она резко поправилась. Ничего критичного, но одноклассники обзывают ее то “толстухой”, то “ватрушкой”, пинают, толкают. Внучка плачет, не хочет ходить в школу. После того как одна девочка переломала все ее карандаши и выкинула в урну, я не вытерпела и пошла в школу к учительнице. А она мне ответила: “Да Оксана, наверное, сама это сделала”», — вздыхает старшая Оксана.
Весной, когда Ксюше исполнилось восемь лет, бабушка решила устроить большой праздник. Оплатила аниматора, и он пришел прямо во двор школы — с цветами, охапкой воздушных шаров и в костюме медведя. На представление собралась вся началка. Дети были в восторге, жали мишке лапу, фотографировались с ним. Сама именинница сияла от счастья.
Но тем не менее буллинг девочки со стороны сверстников продолжился и после дня рождения. Ситуация накалялась, и старшая Оксана уже не знала, что делать, пока случайно не услышала про детский клуб, и именно он стал для обеих Оксан спасением. Так в их жизни появилась благотворительная организация «Каритас».
* * *
Детские клубы — это безопасные места для детей, где педагоги помогают им делать уроки, обучают разным бытовым навыкам и гигиене. А еще в этих клубах воспитанники знакомятся с разными видами творчества, занимаются спортом, вместе ходят в кино, театры и музеи, ездят в летний лагерь. Детям из семей в трудной ситуации, в том числе и детям мигрантов, помогают адаптироваться в школе и увереннее чувствовать себя в окружающем мире. Такие пространства работают в Новосибирске, Барнауле, Омске, Челябинске, Нижнем Тагиле, Юрге и Славянке.
«К нам приходят замкнутые, растерянные и одинокие детки, у которых нет друзей, и среди сверстников они, как правило, изгои, — объясняет координатор программы “Детские клубы” Оксана Воробьева. — Мы стараемся наполнить свободное время ребенка полезными делами и, конечно, развлечениями. Наши дети очень недоверчивы, потому что много обжигались в жизни».
День подопечных детского клуба начинается с завтрака, который они готовят вместе с педагогами, продолжается тренингами и творческими занятиями: рисованием, лепкой, пятнашками или игрой в мяч. Летом кураторы больше времени стараются проводить с ними на улице, в школьное время клуб превращается в группу продленного дня.
Вот уже три месяца Оксана по выходным интересуется у бабушки: «А сегодня клуб работает? Нет? Жалко. Я бы туда вместо школы ходила».
«Мне очень нравится детский клуб, там добрые воспитатели. А еще мы недавно ездили в “Банана парк” и на экскурсию в библиотеку», — хвастается мне девочка.
На мастер-классе в клубе детей просят нарисовать, кем они себя видят через год. Оксана сдает рисунок самая первая, потому что точно знает, чего ей не хватает. Говорит, что нарисовала себе “семью, которая обязательно у нее будет”. Дома на всех рисунках у девочки мама, папа, бабушка и дедушка, хотя они ни разу не собирались таким составом.
«Оксане бывает очень одиноко. Раньше она вообще, как тигренок, защищалась от других детей, а сейчас, наоборот, требует к себе внимания: может подбежать к кому-нибудь и обнять без причины. Она яркая, но в силу своей высокой активности отпугивает от себя других детей. Мы стараемся научить ее чувствовать собственное тело и границы», — говорит Оксана Воробьева.
Когда в клуб приходит новый ребенок, именно маленькая Оксана первой старается с ним подружиться. Недавно в проект приняли двух мальчиков из Кыргызстана. Сначала с ними играла только Оксана, потому что дети не знали языка. Через пару дней она подошла к воспитателям и гордо заявила: «Все, я научила их говорить по-русски».
«Благодаря клубу Оксана повысила успеваемость и стала аккуратной, начала сама следить за своей внешностью», — гордится девочкой координатор проекта.
Семьи опираются на детский клуб как на фундамент, считает педагог Ольга Пуртова: «Наша миссия — помочь детям адаптироваться в жизни, найти друзей и продолжать поддерживать друг друга не только внутри, но и вне проекта».
Оксанина бабушка очень боится, что проект может быть закрыт — и ее внучка опять останется без друзей. Пожалуйста, помогите детским клубам «Каритаса». Любое пожертвование очень важно.
Материал выпущен при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».