Зазеркалье
В декабре 2018 года десятиклассница Этель Симкина пришла к папе с идеей поставить спектакль, в котором будут играть дети с особенностями. Этель самой было интересно познакомиться поближе с такими ребятами и попробовать себя в продюсировании. В старшей школе она волонтерила, помогая ребятам из детских домов и интернатов с учебой. И на своем опыте убедилась в том, как общее дело облегчает коммуникацию. В поддержке папы, основателя и председателя совета директоров сети многопрофильных клиник «Семейная», Этель почти не сомневалась. Знала, что папа много лет занимается благотворительностью, говорит об этом дома и не раз брал ее с собой.
Если бы еще пять лет назад Константину Симкину сказали, что они с коллегами станут фактически учредителями инклюзивной театральной студии, не поверил бы. «Семейная» на протяжении всех 26 лет своей истории много делала для того, чтобы быть социально ответственной и помогать тем, кому услуги клиники не по карману. Но вся социалка и благотворительность сети клиник так или иначе крутились вокруг медицины. Они опекали несколько домов престарелых, в которые регулярно ездили бригады врачей для консультаций, помогали одиноким старикам и людям с тяжелой инвалидностью лекарствами и медицинским оборудованием. Некоторые специалисты проводили дни приемов, стоимость которых перечисляли на благотворительность, сотрудники клиники каждый год принимали участие в Дне донора, бегали марафоны в пользу разных фондов. Трудно придумать более непрофильную затею для сети медицинских клиник, чем театр. Но Этель была так убедительна, что получила зеленый свет и контакт менеджера по благотворительным проектам Любови Ковалевой. Дело было за малым — воплотить идею в жизнь. Выбрать пьесу, режиссера и найти детей.
Люба вспомнила, что пару лет назад ей понравилась работа Никиты Малышева в иммерсивном спектакле «Потрогай солнце» для незрячих детей. В том спектакле дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были только зрителями. Но Люба решила, что Никита справится и с задачей вывести таких детей на сцену. Так в историю втянули Никиту. Этель предложила поставить «Алису в Стране чудес». Никита написал инсценировку, объединив сюжетные линии Страны чудес и Зазеркалья. На бумаге все было зажигательно. Осталось найти детей, которых просто по дворам не соберешь.
Люба написала письма в несколько благотворительных фондов, которые помогают детям с различными видами инвалидности, с предложением поставить с их подопечными спектакль. Откликнулся только фонд «Гольфстрим», который помогает ребятам с расстройством аутистического спектра (РАС) и детским церебральным параличом (ДЦП). Фонд не только согласился поговорить с детьми, но и дал место для репетиций в своем реабилитационном центре.
Алиса, это пудинг
Первыми артистами стали дети сотрудников и руководителей фонда «Гольфстрим». Те своим примером решили показать другим родителям, что не боятся привести детей в спектакль.
«Просто дать своих воспитанников и не участвовать было страшновато. Я видела, что Этель и Любовь совсем молоды и не очень понимают особенности работы с детьми с глубокими ментальными и когнитивными нарушениями. Но идея с театром была интересной», — рассказывает детский психолог Анна Овечкина. В 2019 году она работала в центре «Вместе весело шагать» БФ «Гольфстрим». На репетиции спектакля она привела своего десятилетнего сына Васю с РАС, а потом и абсолютно нормотипичную дочку Машу.
Первые месяцы Анна ходила на все репетиции скорее не как мама, а как специалист, помогая мягко подруливать во взаимодействии с детьми. А когда увидела, что Никита и Люба многому научились, отошла в сторону.
Вася получил роль Чеширского кота. «Он и сам по себе такой: появляется из ниоткуда и так же исчезает», — говорит про Васю мама. С первого прогона спектакля на публике Вася ушел — захлестнули эмоции. Но ходить на занятия не отказался. Театральная студия — первое место, где он занимается так долго. До этого Анна перепробовала много занятий. Из большинства кружков и секций ее просили забрать сына после пары занятий. Найти общий язык, увлечь и встроить Васю в общее дело непросто.
«Театр для детей с РАС — это отличное занятие. Ощущение нереальности, которое человек испытывает на сцене, очень ресурсное для людей “в спектре”. Наконец-то он может привлечь внимание и делать что-то, на что другие смотрят с интересом и восхищением, а не с ужасом и осуждением, как обычно», — поясняет Анна с профессиональной точки зрения.
Когда премьера была сыграна несколько раз, оказалось, что всем жалко расставаться. Детям понравилось играть. Родители увидели, что такие занятия дают мощный толчок в развитии. Кто-то стал лучше говорить, меньше бояться, слушать других. Решили, что нужна системная работа. Регулярные встречи и прокат спектакля, чтобы все наработанное сохранить и приумножить. Так «Сны Алисы» из разового спектакля стали инклюзивной театральной студией, нацеленной на социокультурную реабилитацию, в которой бесплатно могут заниматься любые дети от пяти до восемнадцати. Детей в студию решили принимать, не разделяя по возрастным группам и нозологиям.
А чтобы эффективнее вести системную работу и проще решать административные вопросы, договорились создать НКО, под шапкой которой собрать все точечные благотворительные и социальные проекты сети клиник «Семейная». Регистрационные документы на фонд «Семейная в помощь» исполнительный директор Любовь Ковалева получила 12 марта 2020 года. А через неделю объявили карантин из-за пандемии, и все очные занятия надолго отменились.
Не до жиру
Когда пандемия отступила, оказалось, что всю стратегию фонда нужно перестраивать. Направление с домами престарелых в пандемию само собой свернулось. Фонд отказался и от сложных неэффективных адресных сборов. А у «Снов Алисы», наоборот, проявилась очень понятная линия развития. Фонд сосредоточился на инклюзии и адаптации детей с ОВЗ и помощи их мамам. Помимо московской группы, была создана и вторая — в Долгопрудном. Студия стала работать почти как репертуарный театр, считает Любовь Ковалева. С еженедельными репетициями и спектаклями несколько раз в месяц.
Вот только репертуарный театр — дело затратное. У студии нет постоянного помещения, приходится собираться в коворкинг-центрах для НКО в разных районах Москвы.
«Мы просили помещение на льготных условиях аренды. Готовы его отремонтировать и обеспечить доступную среду. Мы ведь занимаемся, по сути, тем, чем должны заниматься школы искусств — социокультурной реабилитацией. Но нас футболят», — сетует Ковалева.
Свои спектакли студия играет на разных площадках. Чаще всего в музее-театре «Булгаковский дом», иногда в Российской государственной детской библиотеке, на Новой площадке Театра наций. Регулярно ездит на фестивали и гастроли в Москве и Подмосковье.
«У Любы и Никиты получилась отличная поддерживающая среда для всех. И то, что в студии занимаются и ребята без особенностей, дает ощущение, что люди с особенностями не исключены из общей жизни. Что они точно такие же. Именно этого ощущения сегодня обществу очень не хватает. Когда кто-то кричит, можно ведь просто подойти и спокойно спросить: “Ты чего кричишь?” Не осуждать: “Ваш дебил мне мешает”. А просто спросить. Часто в ответ на спокойный вопрос ребенок закроет рот и объяснит, что ему надо», — рассказывает Анна Овечкина. Все это она видит не только как психолог, но и как мама.
Не такие страшные
Про студию «Сны Алисы» Марина Шахова узнала два года назад из соцсетей. Прочитала, что театральная студия приглашает детей с ОВЗ на бесплатные занятия. И сразу загорелась попробовать, хотя и не представляла, как ее дочка, которая плохо говорит и двигается, может пригодиться в театре. «Просто бесплатные занятия — такая редкость. А я цепляюсь за любую возможность для Саши». У 11-летней Саши ДЦП, эпилепсия, есть трудности с запоминанием. Об этом Марина предупредила сразу. Она вообще поначалу переживала и оправдывалась заранее. Марина говорит, что Саше театр дал мощный скачок в развитии речи.
«У Никиты свой подход. Я волновалась, что Саше будет трудно запомнить текст роли, но она выучила его быстрее меня. Они так все эмоционально вовлечены в общую историю, так переживают друг за друга. В студии принимающая среда. Это ужасно важно», — подчеркивает Марина.
«Уйдите, не кормите наших голубей. Это мы их подкормили. Они к нам прилетают. Ищите своих», — прогоняли во дворе Сашу с мамой соседские бабушки. И одергивали внуков: «Не подходи к ней, она больная». «Конфликт из-за голубей, наверно, самое абсурдное, с чем мы сталкивались, — грустно хмыкает Марина. — Может быть, если бы эти бабушки увидели наши спектакли, они бы поняли, что мы не страшные, что с нами можно дружить и общаться. Самое важное в инклюзии — быть видимыми».
Бюджет «Снов Алисы» совсем небольшой. Из него оплачивается работа двух сотрудников, пошив костюмов и реквизита и программа помощи мамам, которые часто забывают про себя и не обращаются к врачам. На остальные расходы и поездки фонду необходимо зарабатывать самостоятельно.
«Частным донорам трудно объяснить, почему надо помогать фонду, у которого учредитель — медицинская клиника. Есть стереотип, что частная медицина — это высокомаржинальный бизнес, его проектам помогать не надо. Но это не так. Нам бы очень хотелось найти деньги на психолога и хореографа. Но бюджета на это нет», — поясняет исполнительный директор фонда «Семейная в помощь» Любовь Ковалева.
«Семейная в помощь» готовится к открытию своего пятого театрального сезона и очень нуждается в нашей поддержке. Поверьте, адаптация детей с ОВЗ и инклюзивная принимающая среда нужны всем нам! В принимающей среде куда легче жить, радоваться и растить детей — самых разных.