Злополучные «шанхайки»
Илья родился в Николаевске-на-Амуре, городе с богатой и сложной историей. В середине XIX века это был крупнейший порт на Амуре, место, с которого началось освоение Хабаровского края и Приморья. Затем порт стал центром золотодобычи. К началу 90-х XX века, на которые пришлось детство Ильи, бывшая столица пришла в запустение.
Городок примерно в 30 тысяч жителей расположен на территории, по климату сравнимой с Крайним Севером. Холод, гигантские сугробы, власть криминала. До регионального центра — Хабаровска — 18 часов на машине через тайгу по бездорожью. Была возможность выбраться на самолете или речном метеоре, но стоило это прилично, а денег у семьи Ильи, впрочем, как и у многих в 90-х годах, не водилось.
Отец Ильи погиб, когда мальчику было восемь лет, — несчастный случай. Сына тянула на себе мама Ирина, она работала секретарем в кожно-венерологическом диспансере.
«Элементарные продукты, колбасу или апельсиновый сок — даже этого мы не могли себе позволить. Хлеб, сахар, масло, точнее не масло, а маргарин, — вот и все “деликатесы” моего детства», — рассказывает Илья.
Поначалу мать и сын ютились в комнатушке общежития. Кухня и ванная были общими, пьяные драки соседей — обычным делом. Потом Ирине удалось устроиться на работу получше — секретарем в центре занятости населения — и купить маленькую квартирку на первом этаже деревянного дома. Все бы ничего, но дом кишел крысами. Каждый день перед школой Илье нужно было освободить мышеловку под раковиной на кухне: «Бывало, мышеловка не справлялась. То есть она просто крысу защемит, а тебе нужно ее, вырывающуюся, вытащить и добить».
Ирина водила сына по разным спортивным секциям, но ему нигде не нравилось. Шахматы казались скучными, плавание — вроде бы ничего, но в душевых бассейна часто не было горячей воды, а мерзнуть не хотелось.
Тогда мальчика привели на футбол. Игра спортивная, командная, с мячом — Илья решил, что ему подходит. Одна проблема: из годной для спорта обуви у него были только «шанхайки» — нечто среднее между летними мокасинами и тряпичными тапками на резиновой подошве, которые местные покупали у китайцев на рынке.
«“Вылетали”, то есть портились, они только в путь. Ни пнуть мяч нормально, ни побегать, — вспоминает Илья. — В команде пацаны бегали в майках с Роналдо, “Барселоной” и классных кроссах. И тут пришел я такой со двора — в “шанхайках” в футбол поиграть. На меня посмотрели и решили: спортивной обуви нет, бегать толком не может, что с него взять? И поставили на ворота».
Роль вратаря Илье не понравилась: он был самым младшим в команде, и ловить мячи, которые в ворота со всей дури пинали подростки, было очень сложно. А кроссовки его мама позволить себе не могла. Так на увлечении футболом пришлось поставить крест.
Новый спорт — новая жизнь
Классе в седьмом друг позвал Илью в баскетбольную секцию. К тому моменту он уже обзавелся кроссовками, да и занимались там в основном его одноклассники и друзья, поэтому Чиквинцев решил попробовать.
Большой популярностью баскетбол в Николаевске не пользовался: котировался скорее футбол. Про Майкла Джордана на берегу Амура мало кто знал. Но Илье внезапно понравилась эта неизвестная игра.
«Это же самая умная игра! Тебе за определенное количество времени столько в голове надо перевертеть!» — улыбается Илья.
Цель баскетбола — набрать больше очков, чем команда соперников. Очки даются за заброшенные в их корзину мячи. Есть много правил и ограничений: на атаку команде дается не больше 24 секунд, мяч нельзя просто нести в руках, его нужно вести ударами о паркет. Исключение — два шага уже перед самым броском и ни шага больше. Соображать действительно нужно быстро.
Вскоре стало ясно, что у Ильи есть задатки для баскетбола. Он получал сразу по несколько грамот за одни соревнования. Про него стали писать в местных газетах. Во многом благодаря Илье николаевская команда впервые заняла третье место на краевых соревнованиях — до серебра не хватило одного очка. И главное, благодаря баскетболу он смог поступить в Дальневосточный государственный гуманитарный университет в Хабаровске на учителя физкультуры. И параллельно продолжить играть, но уже в студенческой команде.
В университете Илье пришлось столкнуться с горькой правдой: он не настолько хороший игрок, как казалось в родном Николаевске. Поэтому профессиональным баскетболистом не станет.
«Я же в школе всю жизнь мечтал связать с баскетболом. Но когда увидел уровень игры в Хабаровске, понял, что мечты мои обрубаются на корню», — говорит Илья.
После армии он работал учителем физкультуры сначала в родном Николаевске-на-Амуре, потом в частной школе в Хабаровске. Затем открыл собственный детский сад, но связи с любимым видом спорта не терял: играл в свое удовольствие, тренировал команду школьниц в Николаевске. И до сих пор каждые выходные участвует в товарищеских матчах с друзьями. Десятилетняя дочка Ильи Кристина пошла по стопам отца: с первого класса девочка играет в баскетбол. Илья надеется, что она превзойдет его в этом.
«Этот вид спорта очень повлиял на мою жизнь, и я ему за это благодарен. Если бы не баскетбол, непонятно, что было бы со мной. Он помог мне поступить в университет, обрести товарищей, друзей, профессиональные связи», — говорит Илья.
В память о маме
В 2017 году случилось горе. От рака, который вовремя не обнаружили николаевские врачи, умерла мама Ильи. Отчим, с которым Ирина сошлась, когда Илья учился в университете, ласково называл ее Ириской. И тогда в память о маме Илья открыл благотворительный фонд «Ириска», чтобы помогать детям, которые в силу обстоятельств не имеют возможности заниматься спортом.
В такой же ситуации был когда-то и он сам. И до сих пор многим детям так же нужна помощь. Илья понял это, пока работал учителем физкультуры и тренером в спортивной школе.
Когда в 2012 году Илья вернулся работать в Николаевск-на-Амуре, оказалось, что там почти ничего не изменилось. Да, криминала стало меньше, но дорога в Хабаровск осталась такой же плохой, работы не было, число жителей сокращалось, в городе царило запустение. Спортивной школе, где он тренировал девочек-баскетболисток, практически не выделяли денег ни на форму для соревнований, ни даже на необходимый инвентарь: мячи, стойки для тренировок. У родителей учениц просить не имело смысла — средний уровень зарплат по-прежнему был невысок. Поэтому Илье приходилось самому покупать все необходимое для команды.
В 2018-м Илья официально зарегистрировал благотворительный фонд «Ириска». Соучредителем стала его жена Марина, тоже спортсменка — кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.
Для начала Илья прошел по хабаровским детским домам и интернатам, а также написал знакомым тренерам с предложением: пусть дети, которые хотят новую спортивную форму или которым нужен инвентарь, напишут письмо Деду Морозу с просьбой. Дело было перед Новым годом.
«В письме ребенку нужно было рассказать про свои спортивные заслуги, написать, чего он добился в этом году. И попросить спортивный подарок», — объясняет Илья.
Благодаря спонсорам-предпринимателям, которых он нашел, в первый год фонд купил подарки тем детям, чьи письма оказались самыми красочными. Особенно Илье запомнился мальчик из поселка в Николаевском районе, который занимался карате. Письмо было яркое и трогательное, ребенок писал, что мечтает о шведской стенке, стоимость которой превышала денежный лимит, выделенный на подарки. С трудом, но просьбу удалось выполнить, и под Новый год мальчику доставили спортивный снаряд из Хабаровска.
За годы работы фонда подарки получили более 40 детей. Это девочки и мальчики из малообеспеченных и неполных семей, детских домов и интернатов для детей с особенностями развития. По сути, фонд исполняет детские мечты. А еще он вошел в попечительский совет хабаровской школы-интерната № 4 и стал закупать инвентарь для уроков физкультуры.
«Вот, допустим, баскетбольный мяч, он один сейчас стоит две тысячи рублей, — жалуется учитель адаптивной физической культуры интерната Ольга Воробьева. — Мячи нам нужны постоянно —и баскетбольные, и волейбольные, и футбольные, потому что они быстро изнашиваются и рвутся».
А в прошлом году «Ириска» спонсировала поездку на соревнования в Хабаровск для команды школьников-баскетболистов из Николаевска-на-Амуре. Чтобы дети добирались с комфортом и не тряслись по бездорожью, как когда-то приходилось Илье, им купили билеты на самолет до города.
Форма для Алины
Этим летом в «Ириску» обратилась Елена, воспитатель одного из хабаровских детских садов, с просьбой купить спортивную форму для дочери — 12-летней Алины. Алина занимается танцами и волейболом, но раньше надевала на занятия ношеную одежду, которую семье отдавали знакомые. На большее у Елены денег не было. Муж ушел из семьи несколько лет назад, а у Елены, кроме Алины, есть еще старший сын — студент техникума. Вдобавок у девочки бронхиальная астма, и много денег уходит на лекарства, консультации аллергологов, педиатров и пульмонологов.
«Алина взрослеет, видит, как одеваются ее сверстницы, и хочет то, чего я не могу себе позволить купить», — говорит Елена.
К учебному году «Ириска» подарила девочке новую экипировку с иголочки. Алина счастлива и с нетерпением ждет начала нового спортивного года.
Пожалуйста, помогите «Ириске»! Пока фонд может позволить себе тратить на спортивные подарки небольшие суммы. Илья Чиквинцев надеется, что с вашей помощью «Ириска» сможет охватить заботой больше детей и подростков.
Каждое ваше пожертвование — вклад в то, чтобы еще один ребенок продолжил заниматься любимым спортом.
Материалы выпущены при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»