Такие дела

Я уколов не боюсь

Разберемся сами

Любой, даже самый безобидный, поисковый запрос о прививках обрушивает на читателя поток противоречивой информации, страшилок и слухов, авторами которых нередко становятся люди с медицинским образованием. Рутинная вакцинация от разных управляемых инфекций в последние десятилетия стала поводом для острых словесных баталий и в соцсетях, и на офлайн-конференциях. Как следствие — рост антипрививочных настроений в обществе. Но и осознанные за-прививочники сталкиваются с необоснованными отказами в вакцинации, ложными медотводами, запугиваниями со стороны врачей.

«На самом деле жестко упертых антипрививочников очень мало. Люди не вакцинируются, потому что им это сложно. В роддоме маме говорят: “Давайте не будем сейчас делать прививку от гепатита, она тяжелая”. В поликлинике кивают, что у ребенка не прошла желтушка, или отказываются прививать из-за насморка. Потом настаивают на интервале между прививками», — Антонина объясняет, почему многие дети так и остаются непривитыми или недопривитыми. Далеко не всем родителям хватает осознанности и упертости прогнуть систему. В начале своей работы «Коллективный иммунитет» даже выпускал доклад о том, как система здравоохранения своим отношением к вакцинации сама порождает антипрививочников.

«Многие врачи категорически не понимают, как работает вакцина, и искренне верят, что если у ребенка желтушка, а они введут вакцину, то случится страшное. И не готовы брать на себя ответственность. Часто их знания о вакцинации не сильно отличаются от обывательских, — по словам Антонины, сами врачи отмечают, что теме вакцинации во время обучения было посвящено всего четыре часа. Не учат будущих медиков и работе с возражениями, разбору типичных вопросов пациентов и родителей. — В итоге совершенно не подготовленный врач точно так же ищет ответы в интернете и натыкается на ровно такую же некачественную информацию, что и обычный родитель».

Фото: Mathurin Napoly Matnapo / Unsplash.com

Антонина вспоминает, с каким трудом нашла для новорожденной дочки в Питере педиатра доказательной медицины. И после всех мытарств решила вести блог о вакцинации с позиции родителя. Так появилась «Антонина О. Вакцинах». Обласова собирала и систематизировала информацию о вакцинации детей и рассказывала о ней подписчикам простым, понятным языком. Сейчас у блога 284 тысячи подписчиков. Со временем группа активных блогеров про докмед придумала проект «Включи голову», развенчивающий мифы о лженауке, вреде вакцинации и разном мракобесии вокруг прививок.

На одном из мероприятий Антонина познакомилась с Еленой Савиновой, автором блога «О прививках без истерик», который давно читала. Савинова поделилась идеей создать некоммерческую организацию, которая будет заниматься поддержкой вакцинопрофилактики, просветительством медработников и даже пытаться улучшить организацию вакцинации в России. Третьим основателем стал Артем Мотин, создатель медицинского лектория и блога о доказательной медицине Docland.

Читайте также Зачем нужна вакцинация?  

«Нам хотелось не просто коптить потолок и ныть, что все плохо, а менять глобальное отношение к вакцинации, в том числе в медицинском сообществе. Да и писать обращения в Минздрав и ходить на круглые столы в Госдуму гораздо проще от лица организации, чем просто активисту-блогеру. Юридическое лицо прибавляет веса», — объясняет Антонина.

АНО «Коллективный иммунитет» появилась в феврале 2020 года. На самом старте пандемии COVID-19. Хотя это и было чистым совпадением из-за долгой бюрократической регистрации в Минюсте, с темой вирусов и вакцин они попали в самую точку. Антонина смеется, что к тому моменту, как вирусологами стали все, у нее уже была небольшая фора и авторитет.

Спрос на информацию о вакцинации резко вырос. Количество мракобесной информации с негативом про прививки росло как на дрожжах. «Коллективный иммунитет» работал на то, чтобы создать хоть какой-то перевес. Чтобы у человека, забившего запрос в поисковой строке про вакцины, был шанс попасть и на ресурсы с адекватной достоверной информацией. «Коллективный иммунитет» привлек в экспертный совет специалистов разных областей медицины, вместе с которыми разрабатывает наглядные и понятные справочные материалы, пишет статьи, выступает с докладами, паблик-токами и вебинарами. Подготовил курс по основам иммунопрофилактики для медработников, выпустил веб-приложение «Датавак», в котором собрал актуальную информацию о вакцинах, поисковик, оптимальный календарь вакцинации.

А в 2023 году запустил горячую линию юридической помощи для тех, чьи права нарушаются.

Сидите дома

«Клещи проснулись, и они проснулись», — недовольно фыркнула доктор петербургской поликлиники на Ирину Довыдовскую, намекая, что прививаться от клещевого энцефалита в апреле уже поздно. Чтобы получить вакцину, Ирине пришлось подписать согласие «не выходить из дома в течение двух недель». От Екатерины Лиллоя с мужем в Сыктывкаре требовали затворничества после прививки на месяц или расписки, что «они не будут бегать по лесу в поисках клещей». Дарью от вакцинации двухмесячной дочки от пневмококковой инфекции, как это прописано в национальном календаре прививок, отговаривала педиатр: «Ну куда вам спешить, вам же в сад не идти». Анне в Самарской области отказывали в вакцине от гепатита В, ссылаясь на то, что прививку делают только в определенные месяцы (нет). Мария из Приморского края добилась прививки от клещевого энцефалита только после обращения в Минздрав.

Александра Морозова, юрист «Коллективного иммунитета», перебирает обращения последних месяцев на горячую линию «Спроси юриста». Помимо регулярных ответов на вопросы в онлайн-чатах «Коллективного иммунитета», она ежемесячно обрабатывает в среднем 25 заявок. Помогает составлять обращения и жалобы в региональные минздравы и надзорные органы разного уровня. Чаще всего люди жалуются на отсутствие каких-то вакцин из национального календаря прививок или необоснованный отказ в вакцинации.

Фото: Mathurin Napoly Matnapo / Unsplash.com

В России действует Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, который гарантирует гражданам бесплатную вакцинацию по двум календарям: национальному и по эпидемическим показаниям, которые чаще всего связаны с региональными особенностями распространения заболеваний.

У таких обращений есть и определенная сезонность. В весенне-летний период люди чаще всего жалуются на отказы в бесплатной вакцинации от клещевого энцефалита (КВЭ). Только за май, когда начался активный сезон клещей, юрист «Коллективного иммунитета» получила 46 обращений из разных регионов России. В июле в работе было 29 обращений из 14 регионов. В России должны бесплатно прививать от КВЭ всех граждан, проживающих на так называемых эндемичных территориях или планирующих их посетить. Это территории, на которых сохраняется высокий риск заражения клещевым энцефалитом. Все они перечислены в официальном письме Роспотребнадзора. Но некоторые регионы не закупают вакцины и отправляют пациентов в частные клиники или вводят возрастные ограничения, вакцинируя только детей и пенсионеров.

Александра помогает подготовить обращения в региональный минздрав. Если в ответ на обращение человек получает приглашение на вакцинацию, кейс можно считать успешно закрытым, в случае отказа юрист помогает составить обращение в Росздравнадзор, Роспотребнадзор, иногда в прокуратуру и даже уполномоченным по правам ребенка. Иногда, говорит Морозова, попадаются активные уполномоченные, которые тоже включаются и помогают решить проблему. Так, в частности, было в Пермском крае с отсутствием вакцин от менингококковой инфекции.

В тех случаях, когда регион не закупает вакцины, обращения в Минздрав помогают добиться выделения бюджета на вакцинацию. В прошлом году было много обращений из-за дефицита вакцин от кори, краснухи и паротита. Иногда региональные отказы случаются не только из-за дефицита.

«У Москвы специфические проблемы с вакцинацией от менингококковой инфекции. По региональному календарю вакцинация этой прививкой предусмотрена для детей от трех до шести лет. Хотя есть постановление вакцинировать детей с одного года, поскольку самая большая смертность и инвалидизация именно при заболевании малышей. Дефицита этих вакцин в Москве нет, но врачей ругают за “нецелевой расход” при вакцинациях до трех лет. Эта проблема тоже решается одним обращением родителей в московский департамент здравоохранения. Мы сейчас подготовили шаблон такого обращения. Каждый раз, когда мы видим системность каких-то нарушений, стараемся разобраться в их причинах, контактируем с врачами и различными специалистами, чтобы изменить ситуацию. Потому что любые необоснованные отказы, а тем более абсурдные требования “не выходить из дома, не гулять, не мыться” подрывают доверие и к вакцинации, и к медработникам», — считает юрист.

Помочь «самозванцам»

«Когда мы создавали “Коллективный иммунитет”, предполагали, что будем больше работать с родителями, чтобы повышать их осведомленность и образованность. Но потом поняли, что важнее фокусироваться на работе с врачами. У каждого из них десятки пациентов, и эффект от повышения их осведомленности гораздо выше», — рассказывает Антонина Обласова.

Самая частая претензия, которую основатели «Коллективного иммунитета» слышат в свой адрес, — это то, что они не врачи, а самоучки и самозванцы: «У вас нет медицинского образования. Вы не врач. Вы не несете ответственности».

Фото: Mathurin Napoly Matnapo / Unsplash.com

«Вы баба-огонь, но какого хрена вы приперлись?» — выкрикнули из зала Антонине Обласовой, когда она выступала с докладом о популяризации вакцинации в одном из комитетов здравоохранения.

«Но и медработники не несут ответственности за свои необоснованные отказы и ложные медотводы, если человек заболеет. Мы по крупицам собрали экспертов в Минздраве, на кафедрах, в клиниках, которые понимают проблему и нас поддерживают. Сейчас я обновляю справочник по вакцинации, под каждой главой которого будет стоять фамилия консультанта — доктора или кандидата медицинских наук. Это определенный неймдроппинг, но в данном случае он необходим».

Сегодня в команде «Коллективного иммунитета» уже 30 сотрудников. Они стремятся к тому, чтобы они сами и их дети жили в безопасном обществе, защищенном от вакциноуправляемых инфекций. И работают именно на это. Проект некоммерческий и существует благодаря пожертвованиям, которые идут прежде всего на подготовку справочных материалов, понятных и доступных всем, а также на работу горячей линии «Спроси юриста». Каждый из нас может внести свою лепту в «Коллективный иммунитет» донатом и своевременной вакцинацией.

Exit mobile version