Нулевой пациент
В Белград, который сейчас называют одним из центров российской эмиграции, весной 2022 года Юля прилетела с семилетним сыном, а Саша — с парнем. В тот момент Юля руководила отделом СММ в медиа, а Саша была шеф-редактором в научном ютьюб-канале. Обе вспоминают, что были буквально приклеены к своим ноутбукам и не могли представить, что спустя два года откроют свое дело.
А собственно история началась в январе 2023 года, когда у Саши гостила подруга Лена. Она тоже эмигрировала из Москвы в Белград и жила у Саши, пока искала съемную квартиру. «У нее начала чесаться голова. Лена все время мыла ее, расчесывала волосы, брызгала всякими спреями. Но ничего не помогало», — вспоминает Саша.
Саша пыталась утешить подругу: предполагала, что причина может быть в «другой воде из-под крана» или в стрессе от эмиграции. Но зуд не проходил, и в какой-то момент Лена попросила Сашу осмотреть ее голову. «И о ужас! Мы нашли у нее насекомое. Я показала его своему парню, и он сказал: “Вши”».
Саша не поверила: для нее вши — на языке медиков педикулез — были страшилками из детских лагерей девяностых. «Я выложила фото этого существа в твиттере и написала: “Чуваки, помогите определить насекомое”. Мне сразу начали писать, что это точно вши», — вспоминает она.
К тому времени голова стала чесаться и у самой Саши. От тех же самых насекомых. А Юля обнаружила незваных гостей у себя и у сына в четыре утра, когда они садились в самолет, чтобы лететь в отпуск. Половину отдыха провели в поисках специальных шампуней и в вычесывании волос.
«До сих пор неизвестно, откуда взялись паразиты у нашего “нулевого пациента”. Может, она прислонилась к сиденью в автобусе, поменялась с кем-то шапкой или спала не на той подушке. Но тогда нашей главной задачей было просто избавиться от вшей», — говорит Юля.
Она вернулась из отпуска и вместе с Сашей принялась бороться с паразитами. Девушки скупали средства в аптеках, смотрели видео о способах избавления. Лена же, по словам подруг, предпочитала народные методы. «Поливала волосы уксусом и заматывала их в пакет, а еще парилась в бане. Но ничего не помогало», — вспоминает Саша.
Саша и Юля узнали, что в Белграде существует как минимум три салона по выведению вшей, и отправились на разведку. Саша говорит, что открыла для себя «дивный новый мир». Например, в одном салоне целая стена была увешана детскими рисунками на тему вшей. «Это было трогательно», — смеется Саша.
При этом в салоне девушек приняли не сразу: очередь была расписана надолго вперед. «Когда ты понимаешь, что у тебя вши, тебе кажется, что это конец света, что они бегают по плечам, спине, ногам. Начинается психоз: ты боишься встречаться с друзьями и вести какую-то социальную жизнь. Поэтому тебя не устраивает послезавтра — нужно прямо сейчас», — объясняет Юля.
В итоге подругам удалось записаться в один из салонов, и они успешно избавились от проблемы. Лена же — народными средствами — справилась со вшами спустя пару недель.
И немного игристого
Одолев этот тернистый путь, подруги поняли, что спрос на выведение вшей в Белграде явно превышает предложение. И в шутку стали обсуждать, каким мог бы быть их собственный салон. Основная идея заключалась в том, чтобы все было удобно и красиво. Клиентам подавали бы кофе, а детям предлагали конфеты и раскраски, пока они ждут мам с процедуры.
«А еще я сразу сказала, что в нашем салоне мы будем наливать мамам игристого. У них и так большой стресс — его точно надо снимать», — смеется Юля.
Время шло, но идея открыть салон никуда не девалась — подруги постоянно к ней возвращались. Однажды Юля решила посоветоваться с сербкой Валентиной, мамой одноклассника своего сына. Они с Сашей пригласили Валентину в кафе и рассказали все. «У нее сначала глаза на лоб полезли. Она вообще не поверила, что это может стать бизнесом и приносить деньги», — смеются девушки.
Однако уже на следующее утро Валентина позвонила и сообщила, что провела исследование рынка. Оказалось, деликатная проблема практически круглогодична и людям в Белграде точно не помешает еще один салон.
Валентина не только помогла Юле и Саше советами, но и согласилась стать операционным директором в новоиспеченном салоне. Сейчас она занимается закупкой оборудования, поиском поставщиков и организацией работы.
Девушки долго искали помещение, чтобы услуга появилась в неохваченных районах Белграда. Некоторые варианты просто не подходили, но иногда владельцы недвижимости отказывали, узнав о планах Юли и Саши. «Как будто вши передаются воздушно-капельным путем!» — фыркает Саша.
Но все разрешилось благополучно: нынешний хозяин помещения рад, что девушки его нашли. Салон расположен в удобном и доступном месте — в торговом центре. А хозяева соседних салонов красоты не против такого соседства и пришли к девушкам на открытие.
«Приятный способ избавиться от неприятного опыта»
Салон Юли и Саши открылся 3 июня 2024 года. «Мы серьезно подготовились: купили ленточки, цветы, шампанское и, конечно же, заказали торт», — вспоминает Саша.
Юля говорит, что рада претворять в жизнь главный посыл салона — «приятный способ избавиться от неприятного опыта».
Сейчас здесь работает одна мастерица, но она уже не успевает справляться с потоком клиентов — запись полностью забита, иногда на несколько дней вперед. «Мы смотрим на эти заполненные графики и думаем, что это какой-то пранк, который зашел слишком далеко», — смеется Юля. «Кстати, именно эту фразу мы написали на торте», — добавляет Саша.
Девушки были уверены, что, записываясь, клиенты будут стесняться. Поэтому создали онлайн-форму для записи. «Но в итоге ею никто не пользуется. Нам просто звонят и говорят: “Здравствуйте, у нас вши”», — рассказывает Саша.
Чаще всего в салон приходят мамы с дочками, но бывают и папы с детьми, и молодые девушки. «Однажды пришла мама с тремя дочерьми. У всех трех были длинные волосы. Представляю, какой у этой женщины был стресс», — рассказывает Саша.
В сентябре у салона был горячий сезон — начало учебного года, когда школьники возвращаются из детских лагерей. А еще девушки узнали, что второй пик ждет их зимой, когда все ездят на горнолыжные курорты. «Там шапки, шлемы, все ими обмениваются. Кто-нибудь один привезет вшей — и пошло-поехало», — объясняет Саша.
В салоне есть все, что планировали девушки: раскраски и конфеты для детей, кофе и игристое для родителей. «Недавно к нам пришла мама с дочкой, и мы ей предложили шампанское. Она удивилась: “А у вас так можно?”» — смеется Юля.
Кстати, мастером в салоне работает Сладяна — мама Валентины, так что это уже немного и семейный подряд. Сладяна напоминает Мардж Симпсон из одноименного анимационного ситкома: у нее кудрявые волосы, которые она собирает в высокую прическу. «Дети сразу начинают ее разглядывать. Первый вопрос: а почему у нее нет вшей?» — смеются девушки.
Перед началом процедуры Сладяна надевает на себя пластиковую шапочку и обрабатывает волосы эфирным маслом, чтобы отпугнуть незваных гостей. Следом она наносит на волосы клиента специальное средство, затем смывает его, а потом долго расчесывает особым гребнем и сушит. Сладяна осматривает каждую прядь, подсвечивая ее небольшим фонариком. «Процесс может занять и час, и полтора. Нужно вычесать все до последней гниды (так называются яйца вшей). Если одна останется, все начнется заново», — говорит Саша. Через девять дней нужно прийти на повторную процедуру.
Кстати, самое сложное в работе Сладяны — вычесать гнид. «Снять гниду зачастую невозможно даже рукой. Это можно сделать только специальной расческой с металлическими зубцами», — объясняет Саша. Вещество, благодаря которому они держатся, настолько прочное, что его называют «цементом».
После процедуры девушки выдают клиентам буклет, в котором объясняют, что необходимо сделать, чтобы навсегда избавиться от вшей: простирать все вещи при температуре 90 градусов, выкинуть расчески и резинки для волос, а также обработать весь дом.
«Нужно продезинфицировать все, что касалось головы или тела. Рубашки, футболки, естественно — наволочки и постельное белье», — говорит Саша.
Для борьбы с педикулезом девушки используют Paranit (действующее вещество — силиконовый полимер диметикон). Саша вспоминает, как читала инструкцию о том, как именно действует средство. «Силикон обволакивает вошь, лишая ее возможности дышать», — рассказывает Саша.
Когда девушки в первый раз покупали средство, к ним пришла представитель компании, чтобы провести мини-лекцию о том, как правильно пользоваться продукцией.
«Она рассказала, что из-за потепления на планете паразитам, в том числе вшам, стало комфортнее размножаться. Вшей становится больше, а это значит, что мы действительно открыли золотую жилу», — говорит Саша.
Никакой стигмы
Прошел год с тех пор, как подруги вылечили собственный педикулез, но иногда они все еще ощущают фантомных паразитов. «Правда, паники уже нет, так как у нас есть салон». Но Юля добавляет, что ее беспокойство по поводу вшей затронуло и близких. «Когда стою на пешеходном переходе, автоматически проверяю голову сына. Он уже умоляет: “Мама, хватит, пожалуйста”».
Девушки так привыкли к этой теме, что для них она перестала быть табу. «Мы можем спокойно в баре обсуждать вшей, — говорит Юля. — Люди вокруг слышат, но нам это уже не кажется чем-то запретным».
Саша говорит, что теперь любит развенчивать мифы: «Многие думают, что вши прыгают, но на самом деле они очень быстро бегают». И добавляет, что вши способны передвигаться со скоростью до 23 сантиметров в минуту.
Саша признает, что раньше у нее было предвзятое отношение ко вшам: «Я всегда использовала слово “вшивый” в негативном контексте, но теперь мне стыдно. Это же просто болезнь, как грипп! Она неприятная, но ничего постыдного в ней нет».
Девушки рады, что салон помог им интегрироваться в сербское общество. Сейчас Саша и Юля планируют нанять второго мастера и разгрузить Сладяну. Подруги не собираются открывать второе заведение в Белграде, чтобы не ссориться с конкурентами. Но в долгосрочных планах — салон в Нови-Саде, втором по величине городе в Сербии. «К нам иногда приезжают люди оттуда, потому что там нет такой услуги», — говорит Саша. «И думаем о салоне в Нише. Правда, еще не исследовали там рынок», — добавляет Юля.
Девушки считают, что важно дестигматизировать проблему. «Многие ошибочно связывают вшей с плохой гигиеной, но это не так».
На самом деле педикулезом может заразиться любой человек, независимо от пола и возраста. В мире каждый год фиксируют сотни миллионов случаев заражения. Вши не умеют прыгать или летать — они передаются от одного человека к другому исключительно при тесном контакте. Еще заразиться можно через совместное использование расчесок, головных уборов, аксессуаров для волос или постельного белья, подхватить в поезде, в бане, в общей раздевалке и даже при купании в бассейне (вши могут жить в воде несколько часов).
«Вши любят чистые, ухоженные волосы, и им не важен социальный статус. Это может случиться с каждым, как простуда. Не стоит стесняться — стыд только мешает вовремя обратиться за помощью», — заключают Юля и Саша.
«Это приносит радость»
Девушки говорят, что хотят налаживать больше социальных связей. «Для этого нужно хорошо владеть сербским, а мы только начинаем его учить», — уточняет Саша.
Язык нужен в том числе и для того, чтобы устанавливать более тесные контакты с соседями по бизнесу. «Рядом с нами — салоны маникюра и оптики. Мы часто общаемся с их хозяйками, всегда рады друг другу. Но хочется вести более содержательные беседы, чем просто обмениваться фразами “Как дела?”, “У тебя красивое платье”, “А у тебя красивые туфли”», — поясняет Юля.
Салон пока не приносит дохода: он открылся всего несколько месяцев назад, и все держится на энтузиазме. «Мы создаем рабочие места и решаем проблемы. Для меня это очень важно. Конечно, я хочу, чтобы это приносило прибыль. Надеюсь, скоро так и будет, — говорит Юля. — Зато когда открываешь лист записей и видишь людей в расписании — понимаешь, что делаешь что-то важное и полезное. Настроение сразу улучшается».
За два с половиной года эмиграции девушки часто сталкивались с приступами депрессии. «Можно сказать, что с февраля 2022 года я нахожусь в маниакально-депрессивном состоянии, как и многие другие. В маниакальной фазе много делаю для салона, у меня появляются идеи, а в депрессивной просто лежу и смотрю в потолок. Это очень грустно», — вздыхает Саша.
И все же салон стал для девушек отдушиной. «Я получаю огромное удовольствие от того, что вижу результат своих идей и совместной работы с замечательными партнерами. И знаю, что это нужно людям», — заключает Юля.