Говорят, село из девушки выехать не может, хотя она может его покинуть. Всю четверть века, прожитую в Петрозаводске, я держала крепкую связь со своим домом в селе Ведлозеро. Выросшая в окружении сельских людей, я понимала, чем отличаюсь от городских. Мы были проще, выносливее и самостоятельнее. В столице мы держались друг друга.
И вот я вернулась домой и снова среди своих. Здесь все про всех знают, утаить что-то сложно, хотя сейчас односельчане общаются между собой гораздо меньше, чем в прежние времена. Гаджеты берут свое. Я ловлю себя на том, что постоянно заступаюсь за земляков, оправдываю их, потому что они — часть меня самой.
С сельчанами жить и просто и сложно. Я всегда могу обратиться за помощью, меня поддержат. Если нужно нож в газонокосилке наточить или леску в триммере поменять, шагаю к соседу Вове (заодно с ним по-карельски поговорю). Если надо печки протопить и кошек покормить, пока я в отъезде, прошу Надю. Сегодня на селе мне дали для посадки чеснок, крыжовник, цветок очиток и еще всякого-разного. Обмен здесь происходит постоянно, и я с удовольствием в этом участвую.
Вообще, мое общение с народом идет гораздо лучше по сельскохозяйственной части, нежели по общественной. На последнее люди смотрят с недоверием. И поскольку я вроде как местная активистка, председатель общественной ячейки «Сохраним село своими руками», критически мыслящая и много пишущая и выступающая, досталось мне за годы моей активности сполна.
В последние три года писать и выступать на тему местных проблем я стала меньше. Понимаю: кто-то должен защищать село и его жителей, но оптимизма поубавилось. Появилось больше тревожности, разочарования и ощущения бессмысленности. Заметно поменялись и земляки. Люди осторожничают в высказываниях, замкнулись. Часть стала злее и агрессивнее, часть углубилась в дела домашние. Недавно в местном сетевом чате грозили человеку, который пожаловался на сильный запах навоза с фермы, чтобы он убирался «обратно в Финляндию, раз не нравится» (хотя он родился и вырос здесь). Другого грубо упрекнули в дороговизне продаваемой брусники (хотя цена былая, даже коммунистическая). Меня же нарекли «засланным казачком» и предложили мне «заняться личной жизнью», а не «собирать сплетни и выпендриваться». Всего, что высказывают обо мне в местных сетях, не имеет смысла даже вспоминать, потому что я оправдываю и защищаю земляков и не обижаюсь. На селе всегда есть некая клановость, поскольку большая часть местных кем-то друг другу приходится. И если вынести на общественное обсуждение вопросы, в которых задействованы местная власть, школа и другие организации, навстречу двинется вся родня и друзья упомянутых — независимо от того, есть проблема или нет.
Одна моя приятельница, очень мудрая, предупреждала: «Запомни, на селе тебе не дадут пропасть, куском хлеба поделятся, если в беду попадешь. Но если будешь выделяться, то будут только поклевывать». Да, я это чувствую, но внимания не обращаю, наоборот, стараюсь придумать какое-то взаимодействие с человеком, который на меня рассержен или с которым возник конфликт. Как минимум всегда поздороваюсь, улыбнусь, поинтересуюсь делами. На другую сторону дороги не перейду и голову не отверну. Да, люди здесь так делают, и очень часто.
В последние годы я объединяла местное население, чтобы отстоять старшие классы в школе, чтобы минздрав поддержал работу местного фельдшерско-акушерского пункта, чтобы построили новую почту и много чего еще. Мы проводим субботники, собрания, я постоянно пишу, мотивирую, ищу… Обращалась несколько раз на прямую линию президента — например, по вопросу ошибочного написания местных географических названий на дорожных указателях. Хорошо знаю, что проблемы на местном уровне решаются быстрее, чем на федеральном — там глухо. Но поскольку многое зависит от финансирования и властных полномочий, местный уровень мало на что может повлиять. И ошибки в дорожных указателях так и остались неисправленными.
Несколько лет назад я даже пыталась стать местным депутатом. Пошла как самовыдвиженец, собрала необходимое количество подписей со своей улицы, но меня не пропустили из-за формальных причин — не так оформленных документов. Я хорошо чувствую истинную причину, но сейчас уже нисколько не жалею. Вести общественную работу вполне можно и без депутатства. Тем более что для сельского населения важнее дело и труд, чем вся эта писанина, обращения и критическое мышление. Наши собрания всегда проходят шумно, люди кричат, перебивают, говорят не по повестке — я постоянно возвращаюсь домой с головной болью. Как-то я пыталась ввести правила участия в собраниях нашей общественной ячейки: поднимать руку при готовности выступить и ждать, когда ведущий даст тебе слово. Больше не пытаюсь.
Гражданского общества у нас на селе нет. Мы не обсуждаем никакое законодательство, ни на что не влияем. Мы не обсуждаем даже градостроительный план собственного поселения, его вид и постройки. Мы получаем уже готовое, а потом ругаем власть, ругаемся сами и пожинаем плоды. Более образованная часть сельчан разъехалась или молчит, полностью уходит в частный сектор. В местных пабликах все больше постов о грибах и цветах, поздравления с днем девочек, бабочек и кошечек. Подобным образом действуют и бюджетные учреждения. Мне даже становится не по себе, когда, например, в официальных сообществах мелькают поздравления детей с днем рождения директора или с рождением ребенка в учительской семье. Мне кажется, это пошло, личная жизнь напоказ. А людям нравится, они совсем не против, такие посты получают больше всего лайков и добрых комментов. Недавно местные женщины создали певческо-танцевальный коллектив (культуры на селе очень мало) и теперь выступают на праздниках. Закупили сценические костюмы на свой вкус — широкие сине-белые сарафаны. Причем одинаковые для всех, без учета особенностей фигуры каждой участницы. Когда я их увидела, окаменела. Но не решилась даже полслова пикнуть, когда они любовались ими и получали восторженные отклики сельчан.
Крепко думаю: нужна ли вообще местным моя активность сейчас и если да, то какого рода? Вроде бы я здесь своя, с глубокими корнями, даже говорить умею на языке аборигенов этой земли. И мне реально хочется что-то делать на благо села. Я продолжаю устраивать мероприятия, сотрудничаю с творческими коллективами, зазываю их к нам на выступления, продолжаю издавать сельскую газету. Очень хочу дружного и активного местного сообщества, новой инфраструктуры в селе, хочу, чтобы молодежь не уезжала, а возвращалась сюда. Чтобы здесь были умы, знания и ресурсы, поскольку здесь можно и нужно жить. Здесь красивая природа, чистый воздух, тишина и непочатый край работы. А люди — они такие, как есть. С нами просто и сложно.
Mätäs, Ведлозеро
