Такие дела

Футбол с пересадкой

Во время тренировки

«Прыгаем через мяч. Не ходим, а прыгаем! — командует тренер группе женщин в алых майках. — Оставили мячи, воду пьем».

Воду приходится пить часто — это одно из обязательных правил для новосибирской команды «Импульс», в которой играют женщины с пересаженными почками и печенью. Команда появилась в апреле 2025 года, и опыта у нее еще немного — за плечами лишь пара турниров. Кстати, в российском трансплант-футболе всего три женские команды: в Москве, Свердловской области и Новосибирске (мужских — шесть).

Сегодня у «Импульса» особое испытание — первая в жизни игра против «обычной» команды сотрудников Сбербанка, которые тренируются на соседней площадке. «Банкиры» сыграннее, выносливее, и у них в составе только одна девушка, остальные — мужчины. Первым забивает «Сбер». «Импульс» быстро отыгрывается, потом пропускает четыре подряд, а потом снова забивает — вот уже 5:3. Один из мячей забила малюсенькая, похожая на школьницу Алина, которая до этого побаивалась играть, а после гола явно почувствовала себя увереннее.

Мяч, запущенный мощным ударом кого-то из «банкиров», летит прямо во вратаря Елизавету Макарову. «Ну что, живот еще мешает?!» — кричит ей тренер. «Она мне говорила, что ей играть живот мешает», — поясняет он.

«Там почка мешает!» — с улыбкой отвечает голкипер.

Перед тренировкой
Фото: Владислав Некрасов для ТД

Игроки «Импульса» называют 38-летнюю Лизу душой команды. Во время второй беременности у нее обнаружили позднюю стадию гломерулонефрита — заболевания, при котором поражаются сосудистые скопления в частях почки, отвечающих за фильтрацию крови и образование первичной мочи.

Елизавета пошла на диализ, встала в очередь на пересадку. Сначала боялась трансплантации. «У меня был страх неизвестности, что будет дальше, как это вообще происходит, — вспоминает она. — Пока ждала [почку], страх прошел, уже хотелось быстрее закончить диализ и сделать пересадку. Когда вызвали, остался только мандраж».

Операцию сделали в январе 2023-го. Через некоторое время Елизавета заметила, что набирает вес. Тогда она пошла в тренажерный зал — и втянулась.

«До пересадки я очень мало занималась спортом: времени не хватало плюс маленький ребенок. В прошлом году мне предложили съездить на “Трансплант-игры” в Казань, и я решила выбрать самые легкие виды: бег, настольный теннис и дартс. И мне это очень зашло», — говорит Елизавета.

Слева: Елизавета Макарова, вратарь. Справа: на тренировке
Фото: Владислав Некрасов для ТД

Вскоре в новосибирском сообществе пациентов с пересаженными органами Лиза узнала о сборе футбольной команды. «Когда мы только пришли, мы даже не знали, как мяч держать, как его пинать, — вспоминает она. — Когда я дома сказала, что иду на футбол, муж спросил: “Как? Ты ни разу в жизни им не занималась”. Я сказала, что не знаю, как буду это делать, но пойду… [Сейчас] я прихожу вся воодушевленная, во мне столько энергии, я вижу, как меняется тело, становлюсь более выносливой».

«Мне кажется, когда болеешь любой болезнью, ты закрываешься в себе, боишься что-то сделать, боишься каждого чиха. Я по себе это знаю, — призналась Елизавета. — Когда я родила [второго ребенка] и пошла обследоваться, когда я начала спрашивать у врачей про диагноз, читать о нем, мне казалось: ну как же без почек жить? Пока день проводишь в делах, с маленьким ребенком, все это еще как-то [терпимо], а когда спать ложишься — начинается: “Почему я? Зачем, для чего это все произошло?!” Сразу появляется упадническое настроение, а потом просыпаешься разбитым, потому что полночи ты думаешь об этом или лезешь в интернет и читаешь плохие истории».

Елизавета Макарова, вратарь, во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Я же не буду просто дома сидеть»

Во втором тайме «банкиры» снова отрываются в счете. «Импульс» пытается догнать их — 10:7. Но девушки сильно устали и пропустили еще несколько голов. Последний мяч соперникам забила лидер «Импульса» по качеству игры Ирина Никитёва.

Проблемы со здоровьем у Ирины начались после рождения второго ребенка. Организм, как говорит ее супруг, сам начал уничтожать печень. Пришлось делать пересадку. Семья Ирины всегда увлекалась спортом, ее муж играет в футбол — правда, на любительском уровне. Именно супруги Никитёвы предложили женщинам из сообщества пациенток с пересаженными органами заняться футболом.

Ирина нормально переносит нагрузки, но супруг все равно переживает за нее. Зато футбол приносит массу эмоций. «Спорт — это же адреналин, настроение после тренировки просто супер. Она прямо кайфует от этого», — объясняет муж Ирины.

Слева: мячи на поле. Справа: Ирина Никитёва
Фото: Владислав Некрасов для ТД

Кстати, Никитёва успешно выступает на всероссийских соревнованиях. В 2024 году на «Трансплант-играх» она выиграла первое место в беге на 100 метров и стала второй на дистанции 1,6 километра.

Крупнейший в России спортивный форум для людей с пересаженными органами, который проводится с 2022 года. Состязания включают 10 видов спорта: бег, футбол, бадминтон, баскетбол, волейбол, дартс, плавание, настольный теннис, шахматы и боулинг.

В трансплант-спорт приходят даже бывшие профессионалы. Кандидату в мастера спорта по вольной борьбе Валерию Рубцову из Чувашии пришлось пересадить сердце. 1 февраля 2011 года его брат умер от сердечной недостаточности, в тот же день Валерию стало плохо, а позже выяснилось, что его сердце в худшем состоянии, нежели было у покойного брата. Трансплантацию сделали в 2014-м, и спорт помог Валерию быстро восстановиться.

В «Трансплант-играх» Рубцов выступает сразу в плавании, бадминтоне, боулинге, беге, дартсе и теннисе. Он завоевал уже четыре золота, три серебра и бронзу.

Проводить состязания среди «пересадившихся» помогает некоммерческая организация «Нефро-лига». Она объединяет людей с заболеваниями почек, на диализе и после трансплантации, а также защищает их права на лечение и содействует в проведении самых разных мероприятий.

Во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Если человек был физически активен и занимался спортом [до пересадки], то ему, конечно, будет легче продолжить. После операции есть реабилитационный период и в зависимости от состояния по рекомендации лечащего врача можно возобновлять тренировки, начиная с легких: ходьба, подъем по лестнице. Потом могут быть более активные занятия: плавание, тренажерный зал, бег, велоспорт, настольный теннис, — рассказывает “Таким делам” председатель правления “Нефро-лиги” Галина Горецкая. — А если человек вообще никогда не занимался спортом, то ему нужна программа для более постепенного ввода физических нагрузок».

Перед тем как заняться спортом, следует проконсультироваться с лечащим врачом. Также желательно, чтобы нагрузку определил специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине, отметила Горецкая. Например, после трансплантации почки или у пациентов на диализе высока опасность перелома из-за того, что заболевания почек влияют на костную систему.

Самый популярный вид трансплант-спорта, по словам Горецкой, — это дартс. В нем нет такой опасности травм, как в контактных видах, но нагрузка тоже велика. За одну тренировку можно находить до 10 километров.

«Благодаря “Трансплант-играм” у нас уже есть несколько человек, которые увлеклись дартсом, участвуют в соревнованиях наравне со здоровыми людьми и получают спортивную квалификацию. У двоих есть удостоверения судьи по дартсу», — уточнила Горецкая.

В 2025 году в Москве даже зарегистрировали отдельную АНО «Трансплант спорт» во главе с руководительницей проекта трансплант-футбола Эллой Ткачевой. По ее словам, в последнее время в спорт начало приходить «на удивление много» людей с пересаженными органами в разных городах страны.

Во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Команды собираются совершенно разным образом: через чаты местных пациентов или помогает медицинское сообщество, — рассказала Ткачева “Радио Сибири”. — Например, в Екатеринбурге у нас большой процент диализных пациентов, потому что там в сети диализных центров работает психолог, который, общаясь с пациентами, находит новых людей. Психолог помогает человеку дать уверенность, плюс все советуются с врачами, насколько можно [заниматься спортом]».

В «Трансплант-играх» последних двух лет участвовали 150–200 человек. Всего же, по оценкам Горецкой, регулярно и активно занимается около тысячи. В футбольных командах играют и бывшие спортсмены, и те, кто когда-то гонял мяч во дворе, и те, кто впервые коснулся его после трансплантации.

«Абсолютно у всех своя история, разные возможности, но футбол объединяет. В командах всегда есть лучшие игроки, есть те [кто ни разу не играл в футбол]. Есть даже такая опция, как футбол шагом, где можно попробовать свои силы, и это будет не совсем бегом, но владеть мячом там нужно [стараться] еще больше», — отметила Ткачева.

По ее словам, врачам важно видеть своих пациентов после операций не только на регулярных приемах, но и в обычной жизни — например, на футбольном поле.

Прощание с солнцем

Недавно в Сочи прошел фестиваль «Кубок Российского футбольного союза “Стальная воля” для людей с ограниченными возможностями здоровья», где новосибирский «Импульс» занял второе место из трех. До последнего момента капитан команды Наталья Смирнова не знала, полетит ли она на турнир сама. У женщины пересажена почка, и недавно ее анализы ухудшились. Через несколько дней после спарринга с командой «Сбера» она легла на обследование, и результаты, по ее словам, оказались «неутешительными». Но она решила, что все равно поддержит подруг на турнире.

Наталье Смирновой 35 лет. Она родилась в селе Турата Республики Алтай и борется с недугом почти всю жизнь. «Мне было лет шесть. Я решала примеры, резко захотела прилечь, а потом уже ничего не помню. Родители говорят, что я была неспокойным ребенком, и очень удивились, что я лежу, тем более тогда жарили мои любимые чебуреки, а этого я никак не могла пропустить. Папа посмотрел на меня — а у меня глаза кругом в разные стороны и пена изо рта».

Сначала девочку увезли в деревенскую больницу, потом — в районную, но и там никто не понимал, что с ней происходит. Тогда ее положили в Республиканскую больницу в Горно-Алтайске, где она пролежала три дня без сознания.

Во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Мама даже приходила с нетрадиционной терапией — наверное, ко всем будешь обращаться, когда ребенок в таком состоянии. Потом кто-то измерил давление — 220 на 140, и начался путь моего обследования, — вспоминает Наталья. — В 1998 году мне удалили почку в Барнауле, но тогда, как я считаю, всем все резали и не смотрели ничего нормально. Я помню, маме сказали резать, и мама согласилась. Они [врачи] думали, что если удалят почку, то давление восстановится. Затем была очень долгая ремиссия, но в 2015 году у меня началось обратное: я часто стала болеть ангиной, низкий гемоглобин, постоянно прыгало давление. Я тогда даже не обращалась в больницу: думала, ну мало ли что».

Вскоре Наталье сообщили, что дело идет к диализу. В алтайской республиканской больнице врач сказал, что она должна радоваться, дожив до 25 лет: «С твоей патологией умирают в детском возрасте». Девушку, которая к тому времени жила одна в Горно-Алтайске, охватила безысходность.

Слева: Наталья Смирнова, капитан команды. Справа: мяч на поле
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Я тогда лежала четыре дня дома и пыталась умереть. Я легла, ручки на грудь. Первый день я так пролежала часов семь. Принимала свою смерть. На самом деле прикольно сейчас это вспоминать. Ну как прикольно — с судорожностью, с болью, с гордостью, что девочка 25 лет приняла это и смогла пережить. Что-то не умиралось. На второй день лежу и говорю вселенной или боженьке: “Ну забирай! Сказали умирать — я умираю”».

На третий день Наталье все же пришлось встать, полить растения и поесть. На четвертый день Наталья уже просто устала лежать, в ней как будто проснулась какая-то новая, неведомая сила: «Я встала и начала делать».

Девушка поехала лечиться в Новосибирск, где новый врач уже не советовала ей умирать, а предложила начать здесь диализ и встать в очередь за почкой. Наталья получила ее в разгар пандемии коронавируса. Она как раз собиралась съездить домой, на Алтай, когда ей сообщили, что донорский орган для нее получен. Решение нужно было принять сразу.

«Шок, страх испытала, радость, ликование, — вспоминает Наталья. — Как бешеная, как сумасшедшая начала собирать тревожный чемоданчик, звоню маме, своему психологу, зятю — хирургу-онкологу: “Скажите, что все будет хорошо!” Потом пришла [на пересадку], мне сделали КТ, я попрощалась с солнцем, сказала: “Завтра мы с тобой увидимся”».

И правда, они увиделись.

Во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД

«Только молодежь старается пересадиться»

Трансплант-спорт помогает нуждающимся решиться на пересадку, считает 36-летний игрок «Импульса» Александра Полякова. У нее пиелонефрит, и она — единственная в команде на диализе.

Александра родилась в Ташкенте. 13 лет назад переехала из Узбекистана в Новосибирск, чтобы помогать старшей сестре, у которой родился второй ребенок. Через некоторое время у девушки начало скакать давление, она прошла биопсию, и ей поставили диагноз. Сейчас она уже три месяца стоит в очереди на почку.

«Я до диализа доезжаю сама, а обратно меня забирает социальное такси. Обычно диализный центр подает заявку [в соцслужбу], что едет такой-то человек, до определенного адреса в определенное время», — поясняет Александра.

Слева: Александра Полякова. Справа: мячи в сетке
Фото: Владислав Некрасов для ТД

Знакомый Александры из Бухары рассказал ей о трансплант-спорте после соревнований в Казани. Она связалась с новосибирским сообществом и пришла в «Импульс». Диализ нужно проходить раз в пару дней, поэтому команда подстраивает тренировки под определенное время.

Прежде чем заняться футболом, Александра обследовала кости: при ее диагнозе они становятся хрупкими из-за вымывания кальция. Только после всесторонних анализов и консультаций с врачами начались тренировки.

«[Спорт] это колоссальная поддержка, потому что в диализе много людей начинают негативно отзываться о трансплантации: у кого-то был плохой опыт, у кого-то отторжение, — рассказывает Александра. — И только молодежь в основном старается пересадиться. Мало кто из старшего поколения стоит на очереди».

Теперь, после прихода в футбольную команду, Александра обрела уверенность в том, что точно сделает пересадку.

Во время тренировки
Фото: Владислав Некрасов для ТД
Exit mobile version