Такие дела

Полет над гнездом застройки

Вид на Куршскую косу с дюны «Высота Эфа»

Куршская коса — узкая полоска суши между морем и заливом длиною почти в сто километров. Это бутылочное горлышко беломорско-балтийского пути миграций, живая артерия: ежегодно над косой пролетает более 20 миллионов птиц. Здесь останавливается на отдых практически вся орнитологическая география Европы — от крошечного желтоголового королька весом всего пять граммов до орлана-белохвоста, размах крыльев которого достигает почти двух с половиной метров. Маршруты птиц связывают Арктику с Африкой, Европу — с тропиками.

Вид на Куршскую косу с дюны «Высота Эфа»Здесь, на Куршской косе, я наблюдал осеннюю миграцию. Мимо пролетали сотни тысяч птиц, их численность может достигать до миллиона в сутки. Птицы пролетают тысячи километров, преодолевая моря и в буквальном смысле соединяя собой континенты.

Ольга Сибирякова, исследователь, преподаватель МГУ и Высшей школы экономики. Приезжает на Куршскую косу волонтером не впервые, но в этот раз она прибыла сюда напрямую с Камчатки — после наблюдений и экологического мониторинга на корабле. По ее словам, Куршская коса — это самое важное место в России, чтобы увидеть птиц
Фото: Роман Соколов для ТД

Куршская коса — это живая лаборатория, где можно измерить, как реагирует жизнь на давление цивилизации. Любые решения по использованию территории — свет, строительство, транспорт — прямо отражаются на глобальной телеметрии живого мира.

Дождь над Куршским заливом
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Я собирался в поездку с ощущением, что знаю о птицах если не много, то по крайней мере достаточно, чтобы задавать вопросы ученым. Приехав на Куршскую косу, я понял, что не знаю про птиц ничего. 

Представление о том, что миграция — это клинья гусей и журавлей, оказалось стереотипом. Клинья — это как раз исключение. Летящие днем птицы сбиваются в случайные стайки, а ночью продолжают свой путь поодиночке. Миграция по большей части происходит незаметно, и так задумано природой — для сохранности птиц от хищников.

Привычные нам совы, чайки, вороны и голуби тоже мигрируют, порой за тысячи километров. Вчера эти птицы могли быть в Карелии, Лапландии, летели над Балтикой, а завтра будут над Карпатами, Дунаем и Альпами. 

Йоханнес Тинеманн — основатель одной из первых в мире орнитологических станций, ныне — «Рыбачий», пионер в изучении миграций птиц в Европе
Фото: Роман Соколов для ТД

«Лишь немногие птицы знают своих попутчиков, — объясняет директор биологической станции “Рыбачий” Андрей Мухин. — Их попутчики — словно пассажиры метро, которым оказалось по пути. Они доберутся до цели и разлетятся, не помня друг друга. Другое дело — журавли или гуси, летящие маршрутом, которому их научили родители. Это знание передается из поколения в поколение и чрезвычайно важно для них».

Далеко не все птицы проходят испытание миграцией. Грозы сбивают навигацию, над морем им угрожает перемена ветра и шторма, над сушей может случиться засуха и не будет корма, а на остановках поджидают хищники. Около половины молодых птиц погибает во время первого перелета.

Королек — крошечная лесная птица весом всего пять граммов. На голове у нее яркая желтая корона из перьев, в центре которой у самцов проходит оранжевая полоса
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Последние 50 лет ученые из России и из других стран фиксируют снижение численности перелетных птиц. Виной тому — развитие сельского хозяйства и промышленности, использование химикатов и вырубка лесов, появление яркой ночной подсветки городов, а особенно развитие высотного строительства с обилием стекол.

Звездная ночь на берегу Куршского залива. Благодаря ограниченному ночному освещению над косой по-прежнему ясное небо. Это важно для птиц, поскольку подсветка зданий и рекламных щитов может сбивать их с толку, заставляя лететь на свет
Фото: Роман Соколов для ТД

Зеленоградск — городок у основания Куршской косы, где она соединяется с материком.

«За пару часов мы нашли около 60 мертвых птиц под стенами зданий. — Зоолог Елена Платонова показывает мне снимки в телефоне. — И это не так много — горожане присылают нам свидетельства частых столкновений со стеклом. А те, что не погибают сразу, как правило, погибают через несколько часов от силы удара».

* * * 

Орнитологическая станция «Фрингилла» (по латыни — «зяблик») расположена среди деревьев, между дорогой, идущей через косу, и дюнами. Живописное место. Деревянные избушки выглядят как декорации сказочного фильма. 

Ближе к дюнам установлена ловушка — огромная воронка расставленных рыболовных сетей. Птицы залетают внутрь и оказываются в «комнатке», где их и собирают ученые для кольцевания. Весной еще одну такую же ловушку ставят в обратном направлении.

Анатолий Петрович Шаповал, старейший сотрудник станции. «Последний из могикан», как он сам себя называет. Кажется, будто птицы особенно часто пролетают мимо, когда Анатолий Петрович рассказывает о них
Фото: Роман Соколов для ТД

Приняв приглашение собрать птиц для кольцевания, я захожу внутрь. В моей руке — крошечный королек.

«Так держать нельзя: птица может пострадать, — строго объясняет мне Михаил Марковец, специалист по организации отлова птиц, который занимается этим более 37 лет. — В каждом человеке спит обезьяна, и, если мы чувствуем, что в кулаке что-то трепещет, мы инстинктивно его сжимаем».

Иногда по углам и в складках ловушки птицы могут прятаться или застревать, поэтому орнитологи тщательно осматривают ее. С собой они берут деревянный кузовок для безопасной переноски птиц
Фото: Роман Соколов для ТД

Пойманных птиц взвешивают, окольцовывают и переписывают. На следующий день эту птицу могут встретить более чем за несколько сот километров отсюда, и, благодаря тому что орнитологи разных стран общаются друг с другом, будет ясен ее маршрут. 

Колечки на лапах чрезвычайно легкие — сотые доли грамма, птицы не должны их замечать.

Длиннохвостые синицы — стайные птицы. Осенью и зимой они объединяются в семейные группы и активно перекликаются, чтобы не потерять друг друга
Фото: Роман Соколов для ТД

— На колечках птиц, побывавших у нас, написано «Москва», потому что там находится главный Центр кольцевания птиц, — объясняет орнитолог Арсений, ведущий сегодня экскурсии. 

— А можно приобрести синицу? — спрашивает кто-то из посетителей (довольно популярный вопрос).

— Родину не продаем — отрезает Арсений.

Елена Платонова, орнитолог-паразитолог, внутри рыбачинской ловушки
Фото: Роман Соколов для ТД

На станции я нахожу «Книгу для Аси и друзей» — иллюстрированное издание, которое состоит из рисунков и подписей орнитолога Ирины Деминой. Она делала зарисовки происходящего вокруг для своей дочери во время весенней работы на станции.

«Я хотела рассказать дочке о своей работе, о месте, где я работаю, — поясняет Демина. — Была весна 2020 года, время первого локдауна. Проезд на косу был закрыт, в округе никого. Рядом спокойно прогуливались косули. Можно было лечь на трассу и заснуть, машин не было. Я выходила на море, это было мое море, мой выход к морю. Когда вернулись туристы, это было внезапно и непривычно, я подумала: “Что вы здесь делаете? Это ведь мое море”».

Час рассвета. Птицы пролетают над зарослями Куршской косы
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Когда Куршская коса еще была частью Германии, то есть «до нашей эры», как в шутку говорят здесь орнитологи, лес на косе активно вырубался под хозяйственные нужды. Михаил Марковец поясняет:

«Лес шел на хозяйство, строительство домов и кораблей. После того как деревья, удерживавшие песчаные ветра, вырубили, для ветров появился простор, дюны пришли в движение. Дороги и деревни на косе стало засыпать песком. Песок летел и в залив, засыпая узкий проход для кораблей». 

Ученые предложили попытаться закрепить дюны высадкой новых деревьев, но местные породы больше не приживались.

Михаил Юрьевич Марковец — биолог из Петербурга, кандидат наук. С 1988 года работает на Куршской косе. Именно он придумал выражение «стена смерти», определив так планируемую застройку. Выражение быстро ушло в массы. Он также написал предисловие и комментарии к изданию «Росситтен. Три десятилетия на Куршской косе» — одной из главных современных книг о косе
Фото: Роман Соколов для ТД

«Почва пришла в движение и стала неустойчивой, — продолжает Марковец. — После множества неудачных попыток в конце концов подошли сосны, растущие в Альпах. Началась долгая, трудная и дорогостоящая работа по закреплению дюн Куршской косы и строительству авандюны — защитного песчаного вала, не позволяющего пескам двигаться».

Закрепление дюн лесами заняло десятилетия, оно продолжалось и в советское время. Вообще, в мире немного мест, где человечество приложило столько сил для восстановления локальной экосистемы, после того как само разрушило ее. 

В 1987 году территория Куршской косы была признана национальным парком. С 2000-го — включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия взяла на себя международные обязательства оберегать ее.

Надгробие Вильгельма Франца Эфа — инспектора дюн и лесничего, который посвятил себя работе по закреплению подвижных песков на Куршской косе (посадки лесов, укрепление дюн), чтобы остановить их движение. Дюна «Высота Эфа» названа в его честь
Фото: Роман Соколов для ТД
Королек — крошечная лесная птица весом всего пять граммов. На голове у нее яркая желтая корона из перьев, в центре которой у самцов проходит оранжевая полоса
Фото: Роман Соколов для ТД
С семидесятых годов некоторые деревья стали вести себя странным образом, закручиваясь по спирали и образуя необычные формы. Один из таких участков леса прозвали «танцующим», а затем сделали туристическим — по проложенным через него дорожкам проходят сотни тысяч туристов
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Я иду вдоль трассы по недостроенной велодорожке. Велосипедистов нет — их сдуло осенним ветром. Останавливаюсь, услышав «хур-хур-хур» — голос, похожий на тетерева.

И тут же — «вр-р-р-р-р» — проносится спортивный автомобиль, и все птицы в округе умолкают. «Ву-у-у-ух» — гремя и воя, проезжает грузовик. Я жду тишины еще минут пятнадцать, но птичий голос больше не оживает. Отправляюсь дальше.

Вороны и скворцы в поселке Рыбачьем. Скворцы живут стаей, защищаясь от хищников, а верхушки деревьев — идеальное место, чтобы держать стаю в поле зрения. Эти птицы способны имитировать голоса других птиц и звуки механизмов, а весной они возвращаются одними из первых
Фото: Роман Соколов для ТД

За несколько часов я не встретил ни одного пешего путника. Кроме лесничего дяди Юры. Решив сократить путь, я пошел через лес и тут же был остановлен.

«Вы знаете, что здесь ходить нельзя? — Дядя Юра разворачивает меня на дорожку. — Большая часть косы запретна для посещения, почва здесь чрезвычайно хрупкая».

Дядя Юра, лесничий, живущий на Куршской косе с самого детства
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Здесь на дорогу могут выбегать кабаны, косули, олени. Совсем низко над землей могут пролетать птицы. Их жизнь зависит от скорости автомобилей. Кажется, будто шум машины и свет фар могут отпугнуть их, но некоторые животные теряются.

Рыбак на берегу. Здесь, у берегов Балтийского моря, скрываются самые большие запасы янтаря в мире. Волны постоянно выбрасывают крупицы янтаря на берег, а после шторма можно собрать килограммы ценного камня
Фото: Роман Соколов для ТД

«Я сперва не мог понять, почему заяц бежит вместе со мной второй километр. А он попал в пятно света, растерялся и просто не мог свернуть в темноту», — рассказывает один из гостей Куршской косы.

Я сам видел, как на трассу выбежало несколько лис. «Тормозите-е-е!» — кричали пассажиры. Подкармливать лис запрещено, но туристы часто игнорируют это правило. «Иду через лес и вижу, как выбегает лиса с куском пиццы», — говорит одна из сотрудниц станции. Обычная и печальная история для здешних мест.

Остановка у подъема на дюну «Высота Эфа»
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

«Фрингилла» работает при биологической станции «Рыбачий», которая находится в одноименном поселке. Именно здесь на рубеже XIX и XX веков впервые применил методику кольцевания птиц основатель орнитологической станции — немецкий богослов Йоханнес Тинеманн. 

Поселок Рыбачий стоит на выступе косы, напоминающем рыбий плавник. В основном здесь простые дома, но среди них можно узнать и старинные немецкие — по фигурным конькам, венчающим крыши. Местная архитектурная особенность.

Слева — дом Йоханнеса Тинеманна. Справа — реконструкция небольшого садового домика, служившего ему и полевой лабораторией, и местом, где он держал аистов
Фото: Роман Соколов для ТД

В Рыбачьем я познакомился с учеными Кириллом Кавокиным и Юлией Бояриновой. Они изучают, как устроен механизм магнитной чувствительности у птиц, то есть как птицы определяют нужное им направление относительно сторон света, используя магнитное поле Земли.

— Весной и осенью птицы готовятся к перелету: много едят, накапливают жир, и у них начинается так называемое миграционное беспокойство, — рассказывает Кирилл. 

— Для определения направления они используют Солнце и звезды. Но помимо этого, птицы могут ориентироваться и по магнитному полю, — продолжает Юлия. 

Физик Кирилл Кавокин и орнитолог Юлия Бояринова анализируют механизм магнитной чувствительности у птиц. Их исследования находятся на переднем крае науки: с помощью современных технологий они изучают, как птицы определяют нужное им направление относительно сторон света, используя магнитное поле Земли
Фото: Роман Соколов для ТД

— Способность птиц пользоваться магнитным компасом открыта более 50 лет назад, но как это работает, до сих пор не вполне ясно. Предполагается, что механизм компаса связан со зрением, так что птицы как бы видят магнитное поле. Если это действительно так, это, конечно, поразительно.

​— А что насчет излучения от городов? — уточняю я.

​— Птицы очень чувствительны к электромагнитным помехам, которые мешают им ориентироваться во время миграционного полета. Но помехи даже от большого города не сравнятся с опасностью от строительства высоких стеклянных зданий на миграционном пути птиц.

Бабочка-адмирал мигрирует из Южной Европы и Северной Африки на север, в том числе через Куршскую косу, пролетая огромные для бабочек расстояния и даже преодолевая моря. По дороге они опыляют растения, соединяя экосистемы. Специалисты научились идентифицировать происхождение пыльцы на их лапках, определяя путь бабочек по следам растений, цветущих только в определенных местах. Так удалось установить, что одна из встреченных ими бабочек прилетела с Кавказа
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Весной 2022 года местная фирма «Спецавтотранс» решила построить в поселке Рыбачьем большой гостиничный комплекс со стеклянной облицовкой, высотой до пяти этажей, парковой на 580 автомобилей, бухтой и домами на воде. 

Строить выше трех этажей на Куршской косе запрещает закон. Чтобы обойти формальные ограничения национального парка, компания придумала сделать искусственный намыв, увеличив берег поселка и насыпав новую землю. Получается, что строят как будто в заливе, а не на косе. Дирекция национального парка и областные власти поддержали проект, началась подготовка строительной площадки.

Ночью над горизонтом Куршского залива виден свет небольших городов и населенных пунктов, находящихся за многие километры
Фото: Роман Соколов для ТД

Но ученые и экологи забили тревогу. Строителей обязали провести исследование, каким образом в пейзаж будут вписываться миграционные маршруты птиц. Прямо сейчас в поселке Рыбачьем этим занимаются приглашенные орнитологи. Однако пока неизвестно, смогут ли результаты исследования повлиять на будущую стройку.

Директор биологической станции «Рыбачий» Андрей Леонидович Мухин. С виду отстраненный и строгий, он оказывается внимательным собеседником и человеком неравнодушным
Фото: Роман Соколов для ТД

«Куршская коса словно мост для птиц. Это их естественный маршрут и ориентир, им некуда свернуть, — объясняет директор станции. — Если вырубить лес, то однажды он вырастет снова. Если разлилась нефть, рано или поздно это место очистится. Однако если построить дома на пути миграции, птицы никогда не научатся облетать стекло и будут гибнуть, пока здания стоят».

В отличие от экологической катастрофы с разливом нефти в Черном море, эту катастрофу пока еще можно предотвратить, уверены ученые.

Иногда по углам и в складках ловушки птицы могут прятаться или застревать, поэтому орнитологи тщательно осматривают ее. С собой они берут деревянный кузовок для безопасной переноски птиц
Фото: Роман Соколов для ТД

Подобное крупное строительство в Рыбачьем может стать прецедентом и послужить примером для других застройщиков. По словам местных жителей, инвесторы уже положили глаз и на территорию соседнего поселка.

В этом случае еще больше птиц не долетит до северных земель весной, а до южных — осенью. Это повлияет на баланс природы: уменьшатся объемы урожая, появится больше паразитов, возрастет риск различных патогенных инфекций. Экономисты будут констатировать: «древесина становится дефицитом, стоимость продовольствия дорожает», но главную причину, скорее всего, упустят.

Старинная калитка в поселке Рыбачий
Фото: Роман Соколов для ТД

Человек, если и замечает исчезновение птиц, то только тех, к которым он привык: лебедей, журавлей, снегирей. Миллионы других крошечных птиц нам попросту незаметны. А они между тем соединяют континенты в буквальном смысле — переносят семена и питательные вещества, поддерживают баланс экосистем.

Анатолий Петрович Шаповал, старейший сотрудник станции. «Последний из могикан», как он сам себя называет. Кажется, будто птицы особенно часто пролетают мимо, когда Анатолий Петрович рассказывает о них. Деревянные колонны на фото он когда-то вырезал сам
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Застройщик Куршской косы в своих презентациях заявляет: «Мы сделаем безопасные стекла и не навредим». Но перед нами множество примеров, когда строители обещания свои не выполняли. Так, например, Олимпиаду в Сочи анонсировали как проект с соблюдением экологических стандартов, которые на деле не соблюдались. Строительство было раскритиковано не только экологами, но и Счетной палатой. Около трех тысяч гектаров редких лесов-эндемиков исчезло, появились сотни строительных свалок. Были прерваны миграционные пути медведей и многих видов птиц, массово гибла рыба. Теперь Кавказскому биосферному заповеднику понадобятся десятилетия, чтобы оправиться от этого «праздника спорта». Так что слова «устойчивость», «биоразнообразие», «восстановление» теряют свой смысл и превращаются в маркетинговый ход. 

УАЗ «буханка» — основной транспорт лесничества национального парка
Фото: Роман Соколов для ТД

* * * 

Специалисты экологической организации «Экспертный совет по заповедному делу» обратились с заявлением в прокуратуру по поводу будущей застройки. За Куршскую косу также вступились директора Зоологического института РАН и Зоологического музея МГУ, калининградское общественное движение «Наш берег», десятки ученых, экологов и архитекторов.

Стая бакланов, летящая над Куршским заливом
Фото: Роман Соколов для ТД

Один из орнитологов даже задал вопрос искусственному интеллекту о перспективе строительства в национальном парке. Искусственный интеллект ответил: 

«Это не развитие, а вандализм в масштабе планеты. Это равносильно тому, чтобы распилить скрипку Страдивари на сувениры, потому что “спрос есть”. Такой проект игнорирует главную ценность Куршской косы — ее хрупкое бытие».

Exit mobile version