Фото: Мария Ионова-Грибина

Лебеди из покрышек, Змеи-Горынычи из резиновых сапог и мухоморы из раскрашенных тазиков — народное благоустройство дворов получило в интернете название ЖЭК-арт. ТД изучил феномен, обратившись за комментарием к художнику Павлу Пепперштейну и администраторам тематического сообщества в «ВКонтакте»

Дворы в России всегда украшали диковато выглядящими объектами, созданными из подручных материалов. Происходило это как из вечного стремления человека к красоте, так и из-за чудовищной ее нехватки в обыденности — абсолютное большинство дворов в постсоветском пространстве до сих пор выглядят оскорбительно для эстетического чувства.  Но если раньше в качестве материала использовалось в основном дерево, то в новейшее время выбор существенно расширился. Используется все, что в развитых странах отправляется на вторичную переработку или становится объектом recycled art (произведения искусства, сделанные из мусора, — ТД): пластиковые бутылки, старая посуда, одежда, ну и, конечно, шины, шины, шины. Автомобильная покрышка теперь —  стилеобразующий элемент русского ландшафтного дизайна. Явление стало настолько повсеместным, что в интернете появились специальные паблики, посвященные дворовому творчеству.

Термин ЖЭК-арт стал популярен благодаря одноименному сообществу в «ВКонтакте». Один из администраторов сообщества Андрей Руденко отмечает, что «если соблюдать формальности, ТСЖ-арт будет более корректной формулировкой, но на глаз и слух менее удобной». И действительно, эти скульптуры и инсталляции создаются жильцами без всякой помощи со стороны муниципальных властей и чаще всего именно в атмосфере бездействия коммунальных служб.

Имена создателей резиновых лебедей и божьих коровок из строительных касок никому не известны. На контакт они идут неохотно, полагая, что лишняя огласка им не нужна. Как и многие создатели стрит-арта, они не до конца уверены, что то, чем они занимаются, законно. Интереса к разговору с творцами нет и у организаторов сообщества ЖЭК-арт. «Они же сугубо офлайновые люди, а мы наоборот. По разную сторону контекста живем», — отмечает администратор паблика Евгений Бойченко.

Чаще всего эти «офлайновые» люди — родители маленьких детей и пенсионеры, те, для кого двор — одно из немногих общественных мест, где они бывают. Например, из подборки. чебоксарского издания очевидно, что большинство авторов всех этих галлюциногенных животных — люди в почтенном возрасте. В этом новом городском наиве сплелись традиции позднесоветского DIY (сделай сам) и  желание перебравшихся в город сельских умельцев обжить и облагородить пространство вокруг себя.

Художник Павел Пепперштейн объясняет происхождение ЖЭК-арта крестьянскими корнями большинства городских жителей. «Здесь в первую очередь прослеживается тема «крестьяне в городах». Люди, которые уже, может, несколько поколений назад переселились в города, тем не менее сохранили потребность, сознательно или бессознательно, видеть за окном некое подобие деревни. Поэтому между современными городскими домами простираются условные деревеньки в форме детских площадок, где обязательно присутствует избушка, чаще всего в виде горки — один из древних символов перехода по Проппу. Вокруг избушки раскидывается поляна тотемов, воссоздаваемая совершенно стихийно, она уже не требует религиозного культа, хотя какие-то элементы этого культа присутствуют. Затронуты самые важные функции человека: это игры детей, сидение старцев, которые рассказывают былины, бывальщины и былички, размножательная функция у молодых и, конечно, какие-то алкогольные возлияния, когда человек переносится в другой мир, в другое состояние сознания».

ЖЭК-арт.
Ирбит, Свердловская область.
Кингисепп, Ленинградская область.
Нефтеюганск.
Томск.
Поселок Краснооктябрьский, Республика Марий Эл.
ЖЭК-арт.
 Ланденпохья.
Санкт-Петербург.
Рязань.
Тамбов.
ЖЭК-арт.
Оренбургская область.
Сызрань.
ЖЭК-арт.
Ирбит, Свердловская область.
Кингисепп, Ленинградская область.
Нефтеюганск.
Томск.
Поселок Краснооктябрьский, Республика Марий Эл.
ЖЭК-арт.
 Ланденпохья.
Санкт-Петербург.
Рязань.
Тамбов.
ЖЭК-арт.
Оренбургская область.
Сызрань.

ЖЭК-арт.

Подручные материалы — старые покрышки, бутылки, игрушки, железки — обретают новую жизнь в качестве декоративных элементов. Пресловутый лебедь из шины или леший, собранный из одежды и кукол, имеет то же происхождение, что и лопата из костыля или телевизионная антенна из вилок, знакомые нам предметы советской и российской самодеятельности.  Дешево и практично — из-за бедности и дефицита именно так выглядела утилизация вторсырья по-советски. Творческое переосмысление привычных в быту дешевых материалов отсылает нас и к давнему художественному проекту Марата Гельмана «Русское бедное», в аннотации к которому говорилось: «Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское «бедное искусство» — процесс создания красоты из ничего».

В отличие от многих произведений стрит-арта,  ЖЭК-арт никакой материальной ценности не имеет. По мнению Пепперштейна, ЖЭК-арт гораздо более анонимен, чем творения уличных художников или граффитчиков: «Если у граффитчиков есть свои знаки авторства, тут эти тэги начисто отсутствуют, и поэтому все, что говорится по поводу этих произведений, даже то, что с ними происходит, никак не затрагивает людей, которые их создают, и это важная составляющая этой продукции, придающая ей невероятную искренность».

Участница сообщества «ЖЭК-арт» рассказывает про один из дворов Красноярска: «Сколько себя помню, этот двор всю жизнь называли «пьяным». Но этим летом жители поменяли его имидж. Сколько сил и фантазии было потрачено, даже не представляю. Местные рассказывают, что сделано это все совместными усилиями. Бабушки и дедушки по очереди охраняют эту красоту от окрестных хулиганов. Дети и родители не нарадуются. Можно сказать, забавные фигурки сплотили местных жителей. Вот уж, действительно, красота спасет мир».

Двор в Красноярске.
Двор в Красноярске.
Двор в Красноярске.
Двор в Красноярске.
Двор в Красноярске.
Двор в Красноярске.

Двор в Красноярске.

В комментариях пользователей интернета отношение к ЖЭК-арту неоднозначно. Одни читатели обсуждают произведения с интонациями знатоков, отмечая качественное отличие попугаев из покрышек от скучных и надоевших лебедей. Другие смеются над неказистыми скульптурами, называя статую Гагарина «желтой обезьяной в синем гидрокостюме», и постоянно намекая на «упоротость» авторов.

Администраторы сообщества относятся к своему контенту благожелательно, но подчеркивают, что ЖЭК-арт возникает скорее от бедности и нужды, чем от того, что фантазия людей бьет через край. «ЖЭК-арт — это реакция на то, как обстоят дела с городским благоустройством, — считает Евгений Бойченко из Омска. — В городах с небольшим муниципальным бюджетом власти ничего не делают во дворах. Не строят горки, лазилки, лавки, малые архитектурные формы. Людям приходится делать это самим. У меня возле дома садик — там куча добротно сделанных и свежепокрашенных фигурок из покрышек и пластика. И во дворе — полностью самодельная площадка, сделанная активистами дома на свои деньги и из подручных материалов. В соседней Тюмени, где куча денег от нефтянки, и в каждом задрипанном дворе есть большая модульная детская площадка, ЖЭК-арт очень сложно найти. За два дня прогулок я встретил лишь классический образец лебедя из покрышки и ничего больше. Если город строит у тебя во дворе крутую площадку, — зачем лепить что-то из говна и палок?»

Хотя секреты мастеров ЖЭК-арта успешно агрегируются порталами, посвященными ландшафтному дизайну, есть причины опасаться за судьбу этого жанра. Творцы стареют, а собственно ЖЭК выживает самодеятельные объекты из дворов.

Однако пока ЖЭК-арт — это не только яркий пример нового наивного искусства, но и один из немногих мирных символов единства постсоветского пространства. Не так давно сообщество ЖЭК-арт стало в большом количестве выкладывать фотографии скульптур из Белоруссии и Украины. У них там то же, что у нас. Тот же лебедь, тот же Шрек, тот же крокодил Гена.

Символику ЖЭК-арта по нашей просьбе прокомментировал художник и писатель Павел Пепперштейн, соавтор романа «Мифогенная любовь каст», в котором парторг превращается в Колобка, собирающего партизанский отряд из Кащея Бессмертного, Избушки и Скатерти-Самобранки, а на стороне фашистов воюют Карлсон, Гудвин и Айболит.

«Всегда какой-то смысл прочитывается, например, камень, раскрашенный под арбуз, — это некая аллегория плодородия, арбуз вечный, который нельзя съесть, арбуз богов».
«Важную роль в архаическом пространстве, поляне тотемов, играет гриб мухомор, который использовался для приготовления снадобий, наделяющих магической мощью».
«Как и положено в священном месте, тут есть и вещи из мира прошлого, хтонические. Это, конечно же, змей».
«Хтонический змей может предстать и в более привычном для нас образе крокодила Гены, уже очеловеченного и в одежде».
«Хтонический змей может принимать форму крокодила из покрышек, а может и более обычную для нас — вкопанных в землю автомобильных шин, тогда покрышки символизируют кольца змея, а земля — Мировой океан».
«Шрек популярен, так как лег на архаическую струну, к тому же его легко сделать своими руками. Как и Чебурашка, это такой посредник между архаическим миром и миром будущего. С одной стороны, он тролль, с другой — похож на инопланетянина с антеннами»
«Свинка — это всегдашний тотемный элемент, который соединяет человека с миром низа, миром животных и в то же время с богами. Через таких персонажей, как Пяточок, происходит сакрализация этих существ»
«Даже самый изощренный сноб, если он заглянет в глубину своей души, он поймет, что ему хочется именно этого — ЖЭК-арта».
«Мультики, в том числе и новые, оказываются крайне созвучны этой глубинной вечной пра-культуре»
«Животные очень важны, это тотемы, связанные с обрядами инициации».
«Считается, что человек должен быть символически сожран животным, прежде чем начинать на него охоту».
«Это связывает ЖЭК-арт с искусством шаманских инициаций».
«Может, человек хотел создать симпатичного зайца, но получился этот. А на самом деле этому месту и нужен такой грозный заяц-защитник, который будет отпугивать злые силы».
«Всегда какой-то смысл прочитывается, например, камень, раскрашенный под арбуз, — это некая аллегория плодородия, арбуз вечный, который нельзя съесть, арбуз богов».
«Важную роль в архаическом пространстве, поляне тотемов, играет гриб мухомор, который использовался для приготовления снадобий, наделяющих магической мощью».
«Как и положено в священном месте, тут есть и вещи из мира прошлого, хтонические. Это, конечно же, змей».
«Хтонический змей может предстать и в более привычном для нас образе крокодила Гены, уже очеловеченного и в одежде».
«Хтонический змей может принимать форму крокодила из покрышек, а может и более обычную для нас — вкопанных в землю автомобильных шин, тогда покрышки символизируют кольца змея, а земля — Мировой океан».
«Шрек популярен, так как лег на архаическую струну, к тому же его легко сделать своими руками. Как и Чебурашка, это такой посредник между архаическим миром и миром будущего. С одной стороны, он тролль, с другой — похож на инопланетянина с антеннами»
«Свинка — это всегдашний тотемный элемент, который соединяет человека с миром низа, миром животных и в то же время с богами. Через таких персонажей, как Пяточок, происходит сакрализация этих существ»
«Даже самый изощренный сноб, если он заглянет в глубину своей души, он поймет, что ему хочется именно этого — ЖЭК-арта».
«Мультики, в том числе и новые, оказываются крайне созвучны этой глубинной вечной пра-культуре»
«Животные очень важны, это тотемы, связанные с обрядами инициации».
«Считается, что человек должен быть символически сожран животным, прежде чем начинать на него охоту».
«Это связывает ЖЭК-арт с искусством шаманских инициаций».
«Может, человек хотел создать симпатичного зайца, но получился этот. А на самом деле этому месту и нужен такой грозный заяц-защитник, который будет отпугивать злые силы».

«Всегда какой-то смысл прочитывается, например, камень, раскрашенный под арбуз, — это некая аллегория плодородия, арбуз вечный, который нельзя съесть, арбуз богов».

 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Текст
0 из 0

Тутаул

Фото: Мария Ионова-Грибина
0 из 0

ЖЭК-арт.

Фото: Ирина Машина/vk.com/ktossa
0 из 0

Ирбит, Свердловская область.

Фото: Яна Сосновских/vk.com/ktossa
0 из 0

Кингисепп, Ленинградская область.

Фото: Урсула Гондырева/vk.com/ktossa
0 из 0

Нефтеюганск.

Фото: Илья Романов/vk.com/ktossa
0 из 0

Томск.

Фото: Юлиана Крестовникова/vk.com/ktossa
0 из 0

Поселок Краснооктябрьский, Республика Марий Эл.

Фото: Татьяна Морова/vk.com/ktossa
0 из 0

ЖЭК-арт.

Фото: Слава Хомяков/vk.com/ktossa
0 из 0

Ланденпохья.

Фото: Аня Ковтун/vk.com/ktossa
0 из 0

Санкт-Петербург.

Фото: Сергей Беляев/vk.com/ktossa
0 из 0

Рязань.

Фото: HIgh Hopes/vk.com/ktossa
0 из 0

Тамбов.

Фото: Станислав Яцик/vk.com/ktossa
0 из 0

ЖЭК-арт.

Фото: Александра Белоусова/vk.com/ktossa
0 из 0

Оренбургская область.

Фото: Катерина Добски/vk.com/ktossa
0 из 0

Сызрань.

Фото: Сергей Федотов/vk.com/ktossa
0 из 0

Двор в Красноярске.

Фото: Дарья Фадеева/vk.com/ktossa
0 из 0

Двор в Красноярске.

Фото: Дарья Фадеева/vk.com/ktossa
0 из 0

Двор в Красноярске.

Фото: Дарья Фадеева/vk.com/ktossa
0 из 0

«Всегда какой-то смысл прочитывается, например, камень, раскрашенный под арбуз, — это некая аллегория плодородия, арбуз вечный, который нельзя съесть, арбуз богов».

Фото: Говорящая Хурма/vk.com/ktossa
0 из 0

«Важную роль в архаическом пространстве, поляне тотемов, играет гриб мухомор, который использовался для приготовления снадобий, наделяющих магической мощью».

Фото: vk.com/ktossa
0 из 0

«Как и положено в священном месте, тут есть и вещи из мира прошлого, хтонические. Это, конечно же, змей».

Фото: Вячеслав Волков/vk.com/ktossa
0 из 0

«Хтонический змей может предстать и в более привычном для нас образе крокодила Гены, уже очеловеченного и в одежде».

Фото: Семен Кушнирчиков/vk.com/ktossa
0 из 0

«Хтонический змей может принимать форму крокодила из покрышек, а может и более обычную для нас — вкопанных в землю автомобильных шин, тогда покрышки символизируют кольца змея, а земля — Мировой океан».

Фото: Cremate me/vk.com/ktossa
0 из 0

«Шрек популярен, так как лег на архаическую струну, к тому же его легко сделать своими руками. Как и Чебурашка, это такой посредник между архаическим миром и миром будущего. С одной стороны, он тролль, с другой — похож на инопланетянина с антеннами»

Фото: Александр Македонский/vk.com/ktossa
0 из 0

«Свинка — это всегдашний тотемный элемент, который соединяет человека с миром низа, миром животных и в то же время с богами. Через таких персонажей, как Пяточок, происходит сакрализация этих существ»

Фото: Роман Есин/vk.com/ktossa
0 из 0

«Даже самый изощренный сноб, если он заглянет в глубину своей души, он поймет, что ему хочется именно этого — ЖЭК-арта».

Фото: Кирилл Искандаров/vk.com/ktossa
0 из 0

«Мультики, в том числе и новые, оказываются крайне созвучны этой глубинной вечной пра-культуре»

Фото: Petr Ustinov, Марина Ктулхув/vk.com/ktossa
0 из 0

«Животные очень важны, это тотемы, связанные с обрядами инициации».

Фото: Дарья Плотникова/vk.com/ktossa
0 из 0

«Считается, что человек должен быть символически сожран животным, прежде чем начинать на него охоту».

Фото: vk.com/ktossa
0 из 0

«Это связывает ЖЭК-арт с искусством шаманских инициаций».

Фото: Екатерина Клюева/vk.com/ktossa
0 из 0

«Может, человек хотел создать симпатичного зайца, но получился этот. А на самом деле этому месту и нужен такой грозный заяц-защитник, который будет отпугивать злые силы».

Фото: Александр Лоскутов/vk.com/ktossa
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: