Чем обернутся ожидания людей, которые решили делать добрые дела, но не стали как следует разбираться в теме
Начиная помогать другим, люди представляют себе жизнь, полную восторга, добра, бесконечного благородства и благодарности. Но в результате они часто разочаровываются — превращаются в циников и начинают шутить про умирающих детей. Выбрав главные ожидания начинающих волонтеров, «Такие дела» объясняют, почему эти ожидания не оправдываются и почему волонтер — это не просто добрый человек, а почти профессия.
Ожидание: главная и единственная сила волонтера — его энтузиазм. Если есть желание помогать нуждающимся, нужно просто идти и делать это.
Реальность: подопечным волонтерских организаций нужна не абстрактная помощь, а люди с определенными умениями и навыками. Голого энтузиазма мало, — если вы захотели помогать другим, сначала спросите себя, в чем вы сильны. Тушить пожары? Играть с детьми? Модерировать сайт? Только после этого можно искать организацию, которая поможет вам воплотить желание в жизнь, и предварительно научит вас делать это правильно.
Ожидание: для того, чтобы помогать, достаточно жизненного опыта. Тот, кто ухаживает за своей старенькой бабушкой, сможет ухаживать и за другими.
Реальность: необученный волонтер скорее навредит своему подопечному, чем поможет. Бездомным, сиротам или бабушкам с Альцгеймером нужна разная помощь, и у них разные проблемы. Поэтому обычно волонтеры проходят обучение — от нескольких часов до нескольких месяцев.
Ожидание: после первого выезда к подопечным к волонтеру придет ощущение, что он может буквально все — накормить бездомных, вылечить болезни, остановить войны.
Реальность: радость от первого успеха сменится разочарованием, когда волонтер поймет, что не в силах помочь каждому умирающему ребенку на планете. Чтобы сделать помощь системной, нужна скоординированная группа, а это значит, волонтеру придется побороть комплекс бога и встроиться в общую работу. Но и это не гарантирует, что жизнь каждого подопечного изменится. Некоторых нельзя спасти — можно только попытаться помочь.
Ожидание: знакомые будут с восхищением слушать истории о деятельности волонтера, а родители начнут им гордиться. Одинокий старик, которого волонтер навещает каждую неделю, однажды прослезится: «С тобой моя жизнь обрела смысл!»
Реальность: друзья будут зевать, слушая рассказы о волонтерских подвигах, а некоторые станут смотреть с подозрением. Со временем привычная компания может вообще отвернуться от волонтера. Опытные волонтеры знают, что помощь людям меняет взгляд на жизнь, а вместе с этим — и круг общения. Подопечные же, в которых волонтер вложил свои любовь и душу, не всегда будут отвечать взаимностью — из-за гордости или тяжелого характера.
Ожидание: волонтер потому так и называется, что может закончить работу в любой момент. Его ничто и никто не связывает.
Реальность: благополучатели волонтерских групп нуждаются в долгосрочной и регулярной поддержке. Подопечный привязывается к волонтеру, ждет его прихода. Если тот внезапно исчезнет, вся работа пойдет насмарку, а состояние подопечного станет еще хуже, чем было сначала.
Ожидание: настоящий волонтер способен действовать в одиночку. Зачем координировать работу добровольца, который прошел обучение и знает, как правильно помогать?
Реальность: волонтер-одиночка, скорее всего, просто не попадет в больницу или детдом. Отношения с персоналом выстраивают координаторы волонтерских групп, и на это могут уйти месяцы. Если волонтер-одиночка все-таки попадет к подопечным, его работа будет бесполезна, — один человек не способен выстроить системную помощь. Кроме того, без поддержки группы волонтер быстро перегорит.
Ожидание: волонтеры трудятся бесплатно, деньги волонтерским организациям не нужны
Реальность: волонтеры эффективны в группе. Чтобы ее собрать, нужны люди, которые будут работать постоянно. Это координаторы, бухгалтеры, делопроизводители, разработчики сайта. Еще нужно оплатить транспорт и офис, заплатить налоги. Руководитель движения «Даниловцы» Юрий Белановский подсчитал, что час бесплатной работы группы из шести волонтеров обходится в две тысячи рублей. За эти деньги можно нанять сиделку или няню. Но волонтерство — это не способ удешевить уход за стариками и детьми. Главное, что делают добровольческие группы, — помогают людям, попавшим в беду, а также помогают найти друг друга тем, кто хочет им помогать.
Добровольческое движение «Даниловцы» помогает практически всем категориям нуждающихся уже более восьми лет. 800 волонтеров и 18 групп ежедневно решают проблемы четырех тысяч людей.
«Даниловцы» — самый известный и крупный волонтерский проект в России. Сейчас они наняли преподавателей и тренеров, чтобы сделать работу добровольцев еще эффективнее.
«Даниловцы» не продают рекламу, не работают за деньги. Все, что у них есть, — поддержка неравнодушных. Помогите проекту, перечислив сто рублей, и еще сто человек, попавших в беду, обретут людей, готовых им помочь. Оформите регулярное перечисление денег для «Даниловцев», и из нескольких таких пожертвований сложится система волонтерского движения.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»