«Нет института приемной семьи». Россияне стали реже усыновлять детей и чаще возвращать их в детдома
В последние несколько лет в России стали реже усыновлять детей, оставшихся без попечения родителей, и чаще возвращать их в детдома, выяснили аналитики проекта «Если быть точным» фонда «Нужна помощь» ко Дню защиты детей. С чем это связано и почему так происходит, объяснили специалисты.
По данным исследования, в 2021 году из всех семей в России, которые хотели взять ребенка в семью на воспитание, смогли это сделать только 34%. Это примерно такая же цифра, как и в последние три года. В то же время с 2010 года число семей, успешно усыновивших детей, снизилось в два раза. По одной из версий, это стало следствием несовпадения запросов потенциальных усыновителей и реального портрета российского сироты.
Около 66% детей, информация о которых есть в банке данных, — это подростки от 12 лет и старше, которых усыновляют реже, чем более младших ребят. Среди всех детей-сирот примерно 59% имеют родных братьев или сестер. Это значит, что для того, чтобы не разрывать кровные связи, приемная семья обязана забрать к себе всех детей.
Еще одна сложность при усыновлении — хронические заболевания детей. Примерно у 60% воспитанников детских домов есть хронические заболевания разной степени тяжести. Так, потенциальные приемные родители чаще всего заинтересованы в детях до года, у которых нет серьезных заболеваний и нет кровных родителей или братьев и сестер, установили исследователи.
Сейчас в России нет института профессиональной приемной семьи, поэтому взрослые воспитывают усыновленных ребят как кровных, говорит председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак.
«Нет процесса, который был бы направлен на поиск, вовлечение и поддержку людей, которые воспринимают это как профессиональное дело, реализацию своих педагогических способностей», — считает эксперт.
По данным исследования, в разных частях России ситуация с сиротством отличается. Например, в некоторых регионах Дальнего Востока низкий социально-экономический уровень влечет за собой малую заинтересованность людей в усыновлении.
«Многие люди оттуда стремятся уехать, а те, кто остается, чувствуют себя в депрессивном состоянии. Вероятно, в определенных местах играет роль близость исправительных учреждений: тот, кто освобождается, часто остается и создает семью. Уровень семейного неблагополучия на таких территориях выше», — поясняет Спивак.
В Магаданской области, Петербурге, Смоленской области, Забайкальском крае и на Алтае в семьи попали около 55% воспитанников детских домов.
При этом лучшие показатели устройства детей в семьи в 2021 году были в Краснодарском крае, Московской области, Калмыкии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Дагестане, Ингушетии и Чечне. В республиках Северного Кавказа практически всех детей, оставшихся без родителей, усыновляли родственники.
В целом ситуация с сиротами в России стала значительно хуже около 10 лет назад, когда по «закону Димы Яковлева», который вступил в силу в 2013 году, иностранцам запретили усыновлять российских детей. До этого иностранные граждане забирали в свои семьи почти треть от общей численности усыновленных в России детей.
При этом иностранцы охотнее, чем россияне, берут детей с инвалидностью. Если в 2012 году россияне усыновили 0,4% таких детей, то иностранцы — около 7%. В основном это были граждане Италии и Германии.
В то же время общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, за последние восемь лет уменьшилось в 1,5 раза. В среднем по России этот показатель составляет 130 детей на 100 тысяч. Директор благотворительного фонда «Дети наши» Варвара Пензова объясняет это тем, что тема приемного родительства у россиян становится более популярной.
«Кроме того, сейчас рожает “поколение перестройки”, а их очень мало. Поэтому и у них детей мало. Даже если тот же самый процент детей попадает в детдом, то их меньше, чем в более ранних поколениях», — объяснила Пензова.
По данным исследования, больше всего детей-сирот в Еврейской автономной и Магаданской областях, а также на Чукотке и в Забайкалье. При этом в Чечне и Ингушетии этот показатель равен нулю.
Еще одной причиной уменьшения числа детей-сирот в России стало смягчение политики по лишению родительских прав, говорится в исследовании. Число детей, родители которых живы, но лишены родительских прав или ограничены в них, снизилось с 51,5 тысячи человек в 2014 году до 43,6 тысячи в 2021-м.
«Держать семьи в опасном положении под патронажем, под контролем, проверять, что там происходит, оказывать помощь, но не перемещать детей в учреждения», — говорит Спивак.
По статистике, если взрослые все-таки были лишены родительских прав, больше всего шансов вернуть ребенка в кровную семью у детей в Мордовии – 15 таких случаев из 100. При этом практически нет таких шансов у детей из Магаданской области, Калмыкии и Ингушетии. В этих регионах не было ни одного случая восстановления родительских прав. В среднем по России в 2021 году на 100 случаев лишения родительских прав приходилось всего пять случаев их восстановления.
По данным «Если быть точным», на самом деле в России гораздо больше детей-сирот, чем говорит официальная статистика. Дело в том, что эти данные не учитывают детей, размещенных по «заявлению родителей о временном помещении в учреждение». Формально такие дети сохраняют статус «семейных», то есть их нельзя передать в приемную семью, но при этом все детство они могут провести в интернате без всякого родительского участия.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам