Женская душа колокольного звона

Фото: Эля Калиниченко

У меня воцерковленная, многоконфессиональная семья. Родня мужа в нескольких поколениях православные священники, и он человек верующий. Я же приняла крещение в юности, сознательно выбрав католическую веру. Всю жизнь меня интересовали темы религии и ее взаимодействия с обществом: повседневная жизнь, обряды и традиции. Когда я узнала, что обучаться искусству колокольного звона идет все больше женщин, мне захотелось понять, что ими движет. Я пообщалась с учениками и преподавателями петербургских звонарских школ — так получился фотопроект

Колокольный звон в России когда-то был привычным и понятным звуком для городских и сельских жителей. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения, извещали о главных моментах службы. Церковный календарь был тесно связан с жизнью обычных горожан, по колокольному звону определяли время. Люди хорошо понимали язык колоколов и могли отличить постный, будничный, праздничный звоны, набат — тревожный звон с частыми ударами, путевой звон — в метель и бурю.

Искусство звона традиционно передавалось из поколения в поколение, из уст в уста — фиксированной традиции и звонарских школ не существовало. Как правило, звонарями на Руси становились церковные сторожа, алтарники, отставные солдаты. Профессиональные звонари были скорее исключением. 

Колокола церковного звона (нижней звонницы) Петропавловского собора
Фото: Эля Калиниченко

В советское время религия и церковь подвергались гонениям, колокольный звон был запрещен, а тысячи храмов вместе с колокольнями уничтожены. Профессия звонаря стала редкой, а само ремесло практически исчезло.

Сейчас люди снова начинают интересоваться колокольным звоном, его все чаще можно услышать не только в центре, но и на окраинах городов. Во многом это происходит благодаря звонарским школам, которые стараются изучать традиции колокольного звона, обмениваться опытом, делиться знаниями и мастерством с приходящими на звонницу учениками. 

Ксения, звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте
Фото: Эля Калиниченко

В Петербурге вот уже 24 года работает одна из старейших звонарских школ при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Руководит школой Владимир Степанович Кайчук.

Как говорят преподаватели этой и других школ, поток желающих учиться большой. Поначалу людей привлекает очарование и кажущаяся легкость этого дела, но преодолевают все трудности и становятся звонарями единицы. Случайные люди на колокольне не задерживаются. Чаще всего звонари — это верующие, для которых колокольный звон — форма служения Богу.

Вид на Санкт-Петербург и Неву с нижней звонницы Петропавловского собора
Фото: Эля Калиниченко

В школу звонарей приходят по рекомендации или по направлению от прихода. Музыкального образования не требуется, здесь важно наличие у человека чувства ритма. Но при этом нужно действительно болеть колокольным звоном, быть преданным этому делу, ведь звонарь поднимается на колокольню в любое время года и в любую погоду. Опоздать или не прийти нельзя, потому что на твой звон ориентируются все, как прихожане, так и служители церкви. Чтобы звонить в колокола при храме, человек должен получить благословение у настоятеля. Перед началом колокольного звона звонарь читает молитву.

Владимир Степанович Кайчук (руководитель школы звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери) и его ученики на репетиции колокольного звона перед Пасхальным фестивалем на колокольне Петропавловского собора
Фото: Эля Калиниченко

В некоторых храмах в последнее время стали использовать автоматических звонарей — электронный блок, который управляет приводами, подключенными к колоколам, и звонит в определенное время определенным манером. Но настоящие ценители искусства скептически относятся к такому нововведению: машина не способна передать душу звона, теряется живое общение звонаря с верующими.

Граммофон в помещении учебной звонницы в школе звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери — подарок руководителю школы Владимиру Степановичу от учеников, друзей и коллег на один из его дней рождения. Сейчас на нем Владимир Степанович ставит ученикам звоны
Фото: Эля Калиниченко

Последние 15 лет в звонари идет все больше женщин, несмотря на стереотип, что это «неженское занятие». В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих такой профессии нет до сих пор. Поэтому обычно люди идут в звонари, уже имея основную специальность. Среди женщин-звонарей есть врачи и учителя, реставраторы и домохозяйки, студенты и преподаватели, иконописцы и спортсмены. В целом труд звонаря оплачивается, но не все храмы имеют такую возможность. Да и звонарями становятся не ради заработка. Звонарь — это призвание и путь.

Звонари на репетиции ансамблевого колокольного звона для Пасхального фестиваля на колокольне Петропавловского собора
Фото: Эля Калиниченко

Есть люди, которые не могут совмещать основную работу и ежедневный труд в храме из-за несовпадения графиков. Обычно литургия начинается в девять или 10 утра, а вечерняя церковная служба — в шесть вечера. Но при этом звонари с удовольствием принимают участие в ансамблевых звонах на колокольных фестивалях, с увлечением изучают богатую палитру звонов, дают мастер-классы и читают лекции о традициях, истории и нюансах этого искусства.

Татьяна, управляющая в кафе-трапезной

Татьяна была звонарем в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Сейчас в основном участвует в концертах колокольного звона, которые проходят в разных городах России, а вот поднимается на колокольню собора Владимирской иконы Божией Матери не так часто. Восемь лет назад по совету знакомого священника пришла в церковную школу звонарей.

Татьяна, звонарь в соборе Владимирской иконы Божией Матери
Фото: Эля Калиниченко

«Мне нравится чистота и звучание колоколов внутри, как колокола поют и гудят, как передают настроение и отражают происходящее внутри храма, будь то ежедневная вечерняя служба или праздничная, торжественная».

Мария, реставратор

Мария в 2008 году пришла в реставрационные мастерские при Владимирском соборе и много наблюдала, как ученики школы звонарей тренируются на учебной звоннице, которая находится прямо над реставрационными мастерскими. Позже решила сама попробовать звонить в колокола, стала учиться.

Звонарь Мария в учебной звоннице в школе звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери
Фото: Эля Калиниченко

Сейчас уже преподает звонарское мастерство в школе. «Я очень люблю музыку. И в разное время пыталась освоить разные музыкальные инструменты — флейту, гитару, мандолину, фортепиано, но пока сложилось только с колоколами. На них нашлось время, и учителя, и применение им».

Елена Николаевна, иконописец

Елена Николаевна служит звонарем в двух церквях — в храмовом комплексе на Пискаревском проспекте и в храме Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской — и преподает звонарское мастерство в школе при духовно-просветительском центре «Причастие». При открытии храма больше 10 лет назад решила попробовать звонить в колокола — понравилось. После этого пошла в школу звонарей к Владимиру Степановичу.

«Желающих научиться звонить в колокола много, но остаются единицы», — говорит Елена Николаевна.

Колокола церковного звона Петропавловского собора
Фото: Эля Калиниченко
Елена, звонарь в храмовом комплексе на Пискаревском проспекте и в храме Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской
Фото: Эля Калиниченко

Лидия, антрополог

Лидия окончила школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери, она антрополог, но при этом имеет и музыкальное образование. Сейчас ей не удается совмещать работу и постоянное служение: частые командировки и экспедиции не позволяют.

Вид с колокольни собора Владимирской иконы Божией Матери на Санкт-Петербург и купола собора
Фото: Эля Калиниченко

«Я музыкант, поэтому искала инструмент, который услышат люди, звук, которым можно поделиться со всеми. В отличие от концертного зала, куда люди покупают билеты, но могут разочароваться, потому что музыка говорит “не на их языке” и контакт может не произойти. А на колокольне все происходит мгновенно: удар и — нежданно-негаданно — звон. Иногда люди останавливаются и смотрят на колокольню, кто-то идет дальше по своим делам, а кто-то слушает звон до конца. Интересно наблюдать сверху за реакцией людей».

Звонарь Лидия
Фото: Эля Калиниченко

В юности Лидия считала, что звонарями могут быть только мужчины, что звоны больше связаны с монашеской православной культурой. И однажды увидела в телевизионном репортаже, как в сибирском храме зимой, в снег, звонила в колокола бабушка. Лидия стала искать и нашла единственную в то время в Петербурге школу звонарей при Владимирском соборе. После окончания школы она служила на колокольне при Владимирском соборе. 

Ксения, врач-терапевт

Ксения — звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте. По профессии врач-терапевт. В 2000 году пришла в школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери.

Ксения, звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте
Фото: Эля Калиниченко

«Для меня колокольный звон — это часть православного богослужения, которое я очень люблю. Мне нравится быть причастной к его красоте», — говорит Ксения.

Елизавета, тренер по плаванию

Елизавета — звонарь в храме Святой Мученицы Татианы на Коломяжском проспекте. По профессии Елизавета тренер по плаванию. Звонари этого храма колокольным звоном не только встречают прихожан, но и извещают о главных событиях службы.

Елизавета, звонарь в храме Святой Мученицы Татианы на Коломяжском проспекте
Фото: Эля Калиниченко

На звоннице нет различия в управлении колоколами для правшей и левшей: правой рукой звонят в малые, зазвонные, колокола; левой рукой управляют подзвонными колоколами (средними по размеру), а самым большим, благовестником, управляют правой ногой.

Яна, домохозяйка

Яна — ученица школы звонарей при духовно-просветительском центре «Причастие», несколько лет назад узнала, что на Пасхальной неделе на колокольню может подняться любой желающий. Позже, когда была с экскурсией на Валааме, пробовала звонить в колокола на звоннице, которая находилась на игуменском кладбище. Так к ней пришло желание научиться колокольному звону.

Федор Федорович проверяет колокола на переносной звоннице для ансамблевого исполнения колокольных звонов на концерте древнерусской духовной музыки «Мироносицкие встречи в Санкт-Петербурге»
Фото: Эля Калиниченко
Яна, звонарь в храме Святых Царственных Страстотерпцев
Фото: Эля Калиниченко

«Я воспринимаю обучение звону как мой духовный путь».

Однажды Яна приехала в Зеленогорск на венчание к подруге. Оказалось, что звонаря в этот момент не было. Тогда она попросила благословение у батюшки и, получив его, отзвонила на венчании. По православной традиции при выходе молодоженов из храма совершается трезвон (радостный звон в несколько колоколов или во все колокола с небольшими перерывами). Сейчас Яна — звонарь в храме Святых Царственных Страстотерпцев.

Красный цвет — цвет Пасхи, поэтому в честь праздника к языку колокола или к веревкам привязывают красные ленты. Звонница при храме Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина
Фото: Эля Калиниченко

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Мария во время звона перед вечерним богослужением на Страстной неделе на колокольне Владимирского собора. В Великий пост появляются разновидности звонов, присущие только этому периоду. Например, в Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду совершают часовой звон (единичные удары к началам богослужений в постный колокол) и звон «в двои» (в два колокола — часовой и меньший, следующий за ним по размеру). Во многих храмах звоны на период Великого поста отменяются

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Колокола церковного звона (нижней звонницы) Петропавловского собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Ксения, звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Вид на Санкт-Петербург и Неву с нижней звонницы Петропавловского собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Владимир Степанович Кайчук (руководитель школы звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери) и его ученики на репетиции колокольного звона перед Пасхальным фестивалем на колокольне Петропавловского собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Граммофон в помещении учебной звонницы в школе звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери — подарок руководителю школы Владимиру Степановичу от учеников, друзей и коллег на один из его дней рождения. Сейчас на нем Владимир Степанович ставит ученикам звоны

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Звонари на репетиции ансамблевого колокольного звона для Пасхального фестиваля на колокольне Петропавловского собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Татьяна, звонарь в соборе Владимирской иконы Божией Матери

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Звонарь Мария в учебной звоннице в школе звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Колокола церковного звона Петропавловского собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Елена, звонарь в храмовом комплексе на Пискаревском проспекте и в храме Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Вид с колокольни собора Владимирской иконы Божией Матери на Санкт-Петербург и купола собора

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Звонарь Лидия

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Ксения, звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Елизавета, звонарь в храме Святой Мученицы Татианы на Коломяжском проспекте

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Федор Федорович проверяет колокола на переносной звоннице для ансамблевого исполнения колокольных звонов на концерте древнерусской духовной музыки «Мироносицкие встречи в Санкт-Петербурге»

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Яна, звонарь в храме Святых Царственных Страстотерпцев

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0

Красный цвет — цвет Пасхи, поэтому в честь праздника к языку колокола или к веревкам привязывают красные ленты. Звонница при храме Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина

Фото: Эля Калиниченко
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: