Надежный взрослый друг
Умение слушать, терпение, способность мотивировать — эти качества мы больше всего ценим в общении и именно их часто не хватает в обычной жизни. Что уж говорить о подростках из детских домов. В самый сложный период взросления и выпуска из казенного учреждения ребенок остается один, без поддержки взрослого, который бы живо интересовался его жизнью и объяснял правила незнакомого мира. Этим человеком может стать наставник. «Такие дела» познакомились с несколькими наставническими парами и поговорили с экспертами, чтобы разобраться в деталях этого действа, зачем оно нам и кто может стать значимым взрослым. Пока мы готовили этот материал, фотограф «Таких дел» Вова Аверин понял, что сам обязательно станет наставником
На апрель 2025 года в российских детских домах находились около 54 тысяч детей. Большинство из них — подростки старше 12 лет. Их не так охотно берут приемные семьи, а многие дети и сами отказываются идти под опеку. В этих условиях именно система индивидуального наставничества приобретает особую значимость. Сегодня проекты по наставничеству есть у многих российских благотворительных фондов, которые занимаются детьми. А три года назад семь фондов даже объединились в сообщество «Значим», чтобы обмениваться опытом и сообща решать подобные проблемы. Но до сих пор главная боль всех помогающих организаций остается неизменной: остро не хватает наставников.
Андрей и Артем
В Филевский парк стремительно влетают два велосипедиста в ярких футболках. Тот, что постарше, притормаживает возле нас, а юный гонщик на оранжевом двухколесном пегасе победно вскидывает руку. Кажется, этот заезд он выиграл. Детский дом, где 16-летний Артем с сестрой живет уже год, находится в паре кварталов от парка, и Артем со своим наставником Андреем приезжает сюда после работы покататься на великах. Осенью Артем пойдет учиться в колледж, а пока подрабатывает в «Жилищнике», копит на новый трюковой велосипед.
В прошлом году за месяц Артем лишился практически всех близких. Бабушка, которая его вырастила, умерла от рака. Мамы не стало из-за болезни почек. У дедушки после всех похорон оторвался тромб. С отцом Артем не общается.
Артем вздыхает, что прекрасно справился бы сам и ни в какой детский дом его забирать было не надо. Но понимает, что из-за возраста других вариантов не было. Когда в детском доме социальный педагог предложила найти для Артема наставника, он сразу согласился.
Андрей — айтишник, спортивный, харизматичный, в татухах, рассудительный и ироничный. Не наставник — мечта.
«Мне такого наставника, как Андрей, и хотелось, чтобы можно было обо всем поговорить, от игр до спорта. С Андреем я первый раз попробовал скалодром. С ним можно повеселиться, погонять наперегонки», — рассказывает Артем, поначалу смущаясь.
Наставником мальчика Андрей стал около полугода назад. У него самого трое детей-подростков. Младший сын приемный. Андрей с женой еще до свадьбы решили, что у них в семье будет приемный ребенок. И 12 лет назад в компанию к двум кровным малышам взяли четырехлетнего мальчика.
«Дети подросли. Скоро будут строить свою самостоятельную жизнь. И я решил, что у меня есть возможность волонтерить. Выбрал вариант стать наставником подростку, который скоро будет выпускаться из детского дома. А детям из системы, выросшим на всем готовом, нужен помощник из обычной жизни. Слишком резко для них наступает взрослая жизнь», — считает Андрей.
Он прошел обучение на платформе фонда «Арифметика добра», очный шестичасовой тренинг, собеседование с психологом и записал видеовизитку. Артем у Андрея уже третий подопечный. Самого первого довольно быстро забрали из детского дома родственники.
«Какое-то время моя анкета пролежала на полках в запасе. Я написал сотрудникам фонда, что все еще готов быть наставником». Но тогда в Москве не было ребенка, которому Андрей подходил в таком качестве. И ему предложили наставничество онлайн. Вторым подопечным стал 17-летний парень из небольшого населенного пункта в Карелии.
«Мы созванивались по видео. Сначала была неловкость, не знаешь, о чем говорить. Но слово за слово — и завертелось. Он интересный парень со стоическим характером. В 13 лет прошел через возврат. Пересмотрел свою жизнь, понял, в чем сам был не прав. Перестал употреблять, занялся спортом. Я очень его поддерживаю в этом. Сейчас он вырос, учится в мореходном в Петрозаводске. Мы общаемся уже просто по-дружески. Без отчета перед фондом. Я на связи всегда, когда ему понадоблюсь», — рассказывает Андрей.
Поскольку формально подопечный из проекта вышел, Андрей сообщил фонду, что у него есть время и возможность стать наставником для нового человека. Им стал Артем.
«У Артема масса разных интересов — и спортивных, и не очень. Не во всем я его поддерживаю. Он геймер и иногда за играми теряет чувство времени, сидит ночами, утром его не могут добудиться воспитатели, ругаются и просят меня на него повлиять. Влияю».
Артем носится по дорожке, пытаясь поставить велик на дыбы. Рассказывает Андрею, как собирается подстричься. Жалуется, что у ноутбука сломался разъем зарядки, а на планшете «невозможно делать проект». Вместе с приятелями он разрабатывает игру по типу GTA.
Андрей с Артемом переписываются без расписания, просто когда есть время. Стараются встречаться каждую неделю, иногда получается чаще, иногда реже. «Мне кажется, наставник — это все-таки больше, чем друг. Больше ответственности. Больше осознанности в общении», — говорит Андрей.
Как устроено наставничество
Наставник — это обычный человек не младше 24 лет. Важно понимать, что это не будущий опекун, не приемный родитель и тем более не спонсор, а просто друг, старший товарищ, который готов взять на себя обязательство раз в неделю встречаться с ребенком лично на протяжении не менее одного года, отвечать на вопросы подростка, направлять его и пытаться подготовить ко взрослой жизни. Второй важный момент: наставник не только проходит обучение, но и все время участия в программе получает поддержку психолога или куратора, к которому может обратиться по любому вопросу.
Детям, живущим в окружении «общих взрослых» (воспитателей и педагогов казенной системы), очень нужен свой собственный, личный взрослый, который будет проявлять интерес к его жизни, поможет сориентироваться во взрослом мире, научит пользоваться транспортом, делать разумные покупки, поддержит в трудную минуту, разделит радость и просто спросит: «Как дела?» Такое участие помогает подростку чувствовать себя более уверенным и значимым.
В России пионером наставничества стала межрегиональная общественная организация «Старшие Братья Старшие Сестры» (СБСС ). А точнее, ее учредители. Десять педагогов из разных городов страны еще в конце 1990-х годов сошлись в общей точке интересов: детям в детских домах нужна не только материальная поддержка, но и моральная — извне.
Базисом для построения такой поддержки они выбрали международную технологию индивидуального наставничества и адаптировали ее к российской действительности. Получилась программа на стыке советского наставничества и западного менторинга. В работу с ребятами в детских домах сначала вовлекли своих студентов из вузов, в которых преподавали.
В 2003-м была зарегистрирована МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Через несколько лет стало очевидно, что для развития проекта нужны средства, а для их привлечения необходимо показать системность и эффективность программы. В 2009 году совет директоров СБСС принял решение распустить региональные отделения в свободное плавание. Основатели проекта все так же горели делом, но в своем городе каждый развивал наставничество по-своему.
В Москве, например, проект фактически запустили заново. Весь наработанный опыт систематизировали и детально описали технологию.
«Этой технологией мы пользуемся до сих пор. Именно она легла в основу большинства программ наставничества, которые сейчас существуют в регионах. Мы активно учили всех, кто был готов их развивать, — рассказывает Нина Воронцова, исполнительный директор МОО “Старшие Братья Старшие Сестры”. — Наставничество — это такая жизнеориентация. Зрелый и опытный человек помогает юному расти и развиваться через совместный опыт».
Одним из первых опыт наставничества стал перенимать новосибирский фонд «Солнечный город», запустив в 2014 году собственную программу.
«У нас тогда было только групповое волонтерство в детских домах и служба сопровождения выпускников. Мы искали новые практики помощи, — рассказывает Анастасия Землянова, руководитель направления “Подростки и молодые взрослые”, замдиректора благотворительного фонда “Солнечный город”. — Тогда еще у СБСС не было готового пакетного продукта, но они приехали и поделились опытом. Мы разработали тренинг для наставников, придумали, как будем подбирать пары, как будем их сопровождать, и начали это делать».
В 2014 году «Солнечный город» создал десять первых пар из наставников и воспитанников детских домов Новосибирска. Программа имела успех. И уже через два года фонд получил запрос от коллег из Иркутска о помощи в разработке аналогичного проекта.
На сегодня «Солнечный город» реализует самую масштабную программу по наставничеству в России: 33 региона, 69 городов и 40 малых населенных пунктов. За 11 лет работы сложилось 2128 пар. В среднем общение в паре длится от двух до пяти лет.
Из первых десяти пар три общаются до сих пор.
Во все программы по наставничеству обычно вовлечены дети в возрасте от 12 лет. Когда ребенок в состоянии уже четко осознать, что взрослый, который с ним общается, — это не будущий опекун, не приемный родитель, это волонтер — наставник и друг.
«Мы изучали опыт других фондов, консультировались с коллегами, но пошли чуть своим путем. Не стали так строго разграничивать приемное родительство и наставничество. В этом были и свои плюсы, и свои минусы. Из плюсов: за шесть лет 12 наставников забрали своих подопечных в семьи. Из минусов: когда другой ребенок это видит, он надеется на большее и от своего наставника. Я с этим столкнулся сам. Из учреждения, где жил мой подопечный Денис, забрали двоих ребят. И он спросил меня: “А мы-то как дальше?” Я сказал: “Извини, но у меня такой возможности нет, мы продолжаем общаться в том же формате”. Но во всех таких случаях подключаются психологи фонда», — рассказывает директор костромского фонда «Будущее сейчас» Константин Ситников.
В Костроме программа «Наставник» была запущена в 2019 году. За это время сформировались 92 наставнические пары. Многие подростки из этих первых пар уже давно перешагнули порог совершеннолетия, но продолжают общаться с наставниками уже неформально. Сейчас фонд курирует 45 действующих пар.
Поначалу администрации детских учреждений отнеслись к такой инициативе настороженно.
«Нам говорили, что у них есть свои наставники. В детские дома приходят представители силовых структур, представители разный профессий. И вообще все дети распределены между сотрудниками. Но гости-профессионалы помогали скорее с профориентацией. А наш наставник приходит к одному конкретному ребенку в первую очередь для душевного общения, уделяет время только ему, не распыляясь на других. Дает возможность почувствовать себя нужным. Это очень важно», — рассказывает Константин.
Ситников и сам в 2019 году стал наставником для подростка, который в 16 лет оказался в детском доме, потому что мама с ним не справлялась. Помог мальчику взяться за ум и поступить в ссуз. Сейчас подопечному Константина уже 22 года. Но они остаются на связи.
Как правило, отношения с наставником завершаются с совершеннолетием ребенка. Но поддержка нужна и после. Поэтому сейчас у большинства благотворительных фондов возрастная планка поднялась до 23 лет, а то и до 35. Наставник может появиться у выпускника детского дома даже в том случае, если его не было в подростковом возрасте. Вот только найти старшего друга и советчика получается далеко не для всех, независимо от возраста.
Как найти друга
Ключевой момент в создании наставнической пары — не подростка ищут для наставника, а наставника подбирают по потребностям и особенностям каждого конкретного ребенка.
В «Арифметике добра», к примеру, подбор пары проводит консилиум из специалистов, которые знакомы и с ребенком, и с наставником. Потенциальный наставник проходит три этапа отбора: онлайн-школа, консультация психолога и очный тренинг, на котором моделируются разные ситуации и разбираются кейсы.
Похожие модели используют все помогающие организации. Разница лишь в последовательности этапов и использовании онлайн-инструментов. У кого-то консультация психолога проходит еще до обучения, кто-то намеренно отказывается от онлайн-обучения в пользу очного.
Чтобы мэтч пары случился, оцениваются не только потребности ребенка, темперамент, манера общения, совпадающие интересы, но и возможности наставника. Хотя «смотрин» и права выбора у наставника нет, его мотивацию и запрос тоже учитывают. Иначе, не получая отдачи, взрослый может быстро выгореть.
Маша и Даша
«Мне хотелось общения и поддержки. Было удивительно, что мне вообще кого-то сумели подобрать. Я думала, никого не найдется. А у меня появился человек, которому я доверяю. Когда моя наставница Маша приезжает, я радуюсь, что могу провести время с интересным мне человеком. В детдоме меня постоянно осуждают за то, как я одеваюсь, что делаю. С Машей такого нет».
Даше в августе исполнилось 16 лет. Она окончила девятый класс и собирается учиться в колледже на повара-кондитера. Симпатичная, немного замкнутая девушка в черной футболке, джинсах и со свежим маникюром бледно-лавандового цвета. На маникюр Дашу стала водить Маша, когда заметила, что девочка постоянно грызет ногти.
«Гелевое покрытие-то не сгрызть. И привычка постепенно ушла», — улыбается Маша. У их регулярных походов на маникюр оказался еще один побочный эффект. Мастер маникюра так прониклась историей Даши и подвижничеством Маши, что тоже записалась кандидатом в наставники и сейчас проходит обучение.
Даша замечает, что я рассматриваю забавного жирафа на подвесе ее сумки, его она сшила сама. «Вам правда нравится? — недоверчиво спрашивает девушка. — Меня за него отругали в детдоме. Сказали: “Не по возрасту”. А мне нравится».
Дашина мама умерла от рака желудка, когда девочке было девять лет. Папа запил. Дашу несколько раз в течение трех лет то сдавали в ребцентр, то забирали из него. Бабушка говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У Даши есть еще взрослые сестра и два брата, но отношения с ней никто не поддерживает. Только папа. На вопросы про родственников Даша грустно отвечает: «Мне все равно». Но теперь у нее есть Маша.
Маше 28 лет, живет во Владимире. Она художник-дизайнер, хозяйка небольшой сети уютных кофеен «Маяк» и керамической мастерской. Два года назад Маша прочитала на странице знакомой в соцсетях, что в городе открывается программа наставничества. И сразу заполнила заявку.
В программе Маша уже два года, но волонтерит в системе с 17 лет. Раньше ездила почти каждую неделю в составе группы в детские дома делать с ребятами поделки, играть в игры. В свои кофейни она охотно принимает на работу выпускников детских домов, для которых эта работа становится первой.
«Мне всегда казалось, что волонтерство — это один из аспектов жизни. Так правильно, и так хорошо. Есть работа, есть увлечения, друзья, но без благотворительности жизнь несбалансированная».
Поначалу у Маши были опасения, что ребенок, чьим наставником она должна стать, может оказаться навязчивым. «Самопожертвование, “героизм” — это не про меня. Я за то, чтобы по мере своих сил делать то, что всем будет в кайф», — говорит Маша. Но Даша оказалась спокойной и вдумчивой девочкой.
Недавно Маша оформила гостевой режим и иногда забирает Дашу на выходные. «Я сначала переживала, чем ее кормить. А потом решила, что самым полезным будет просто сказать: “Вот холодильник. Пожалуйста, выбирай сама”. Оказалось, что ей очень нравится готовить, копошиться в холодильнике. То драники, то роллоторт из тиктока. Я могу ей дать задание придумать, чем мы будем завтракать, и отправить в магазин купить нужные продукты. В первый раз она призналась, что целый час собиралась с духом пойти в магазин, ей было страшно», — рассказывает Маша.
Сейчас Даша переживает, как сложится ее переход в колледж, сможет ли она влиться в новый коллектив.
«Я вижу, что за год Даша изменилась, стала более общительной и уверенной в себе. Но она переживает, что у нее не будет друзей. Спрашивает: “Что нужно делать, чтобы у тебя появились друзья?” В июле она была в лагере и потом рассказывала мне, что сама подошла познакомиться к другим детям — это наш совместный успех. Для меня в радость наблюдать, как жизнь человека меняется».
Острый дефицит
Привлечение наставников — главный вызов и боль для всех благотворительных фондов. В советское время детские дома и интернаты часто открывали вдали от больших городов и лишних глаз, там они находятся до сих пор. Найти наставника в таком месте — задача не с одной звездочкой.
«У нас в очереди около 200 детей, которые ждут своих взрослых», — грустно констатирует Нина Воронцова.
«Иногда наставника получается найти только тогда, когда подросток после девятого класса приезжает учиться в город. К примеру, мы работаем в Удмуртии. В Ижевске с наставниками легче, в маленьком Глазове — уже тяжело, а в сельских поселениях совсем трудно, — рассказывает о типичной ситуации Татьяна Дягтерева, менеджер программы “Наставники” фонда “Арифметика добра”, которая работает в 16 регионах. — У людей другие потребности и заботы. Не всегда наставники готовы ездить за 200 километров от своего города, чтобы общаться с ребенком регулярно».
Только 10% из тех, кто заполняет заявку, в итоге доходит до конца обучения и становится наставником. «Чем меньше населенный пункт, тем уже воронка», — замечает Дегтярева.
«Некоторые люди заполняют анкету на эмоциях, увидев рекламу, что можно быть полезным детям из детских домов. Но на первом же созвоне начинают межеваться: “Я не смогу каждую неделю, у меня работа, у меня семья, у меня нет времени проходить обучение”», — говорит Ирина Пичугина, куратор программы красноярского благотворительного фонда «Желтый аист». За шесть лет у них получилось создать более 70 пар подростков и наставников.
Сейчас помимо Красноярска «Желтый аист» реализует программу в Железногорске и селе Есаулово. А в ближайшее время откроет еще в нескольких отдаленных городах Красноярского края. Выигранный грант позволит набрать команды специалистов на местах. Фонд уже пытался работать в Лесосибирске. Но ездить регулярно за несколько сотен километров Ирине оказалось сложно, а без постоянной кураторской поддержки созданные наставнические пары быстро развалились.
«Первых наставников искать было сложно: людям был в диковинку такой вид волонтерства, — рассказывает Елена Тощакова, куратор проекта “Наставничество” ивановского фонда “Добрая надежда”, который уже 20 лет помогает детям. — Все привыкли, что детским домам нужно помогать материально: деньгами, игрушками, гостинцами. Многие сомневались в эффективности и жизнеспособности этого проекта, поэтому искали мы будущих наставников через своих знакомых. А потом постепенно заработало сарафанное радио. В небольших же населенных пунктах проблема остается до сих пор. Люди с недоверием относятся к благотворительным фондам, там мало системной благотворительности, добрые дела привыкли делать по знакомству».
«Например, в случае детских домов из маленьких Шуи и Фурманова нас спасает то, что оба райцентра находятся всего в 30 километрах от областной столицы, поэтому удалось найти наставников из Иванова, которые готовы раз в неделю ездить к подопечным в область, но тем не менее наставников-мужчин у нас всего пятеро, и их остро не хватает: мальчишек во всех детских домах больше, чем девочек», — сокрушается Тощакова.
«Мальчики очень хотят в наставники мужчин. Но их очень мало, 10–15% от всех желающих», — в один голос говорят все собеседники «Таких дел».
В фонде «Будущее сейчас» сложности поиска наставников для ребят в отдаленных детских домах решили организацией трансфера. Каждые две недели фонд помогает всем наставникам добраться до своих подопечных. Макарьевский центр помощи детям, расположенный в 180 километрах от областной столицы, в прошлом году переформатировали в пришкольный интернат. Сейчас до самого дальнего детского дома наставникам нужно преодолеть 80 километров.
«Наша маленькая победа, что сиротских учреждений стало меньше. Сейчас во всех областных центрах помощи детям живут всего 64 ребенка. Как только они дорастают до подросткового возраста, мы стараемся подобрать наставника», — рассказывает Ситников.
Он говорит, что централизованная поездка наставников тоже не совсем по правилам. Но найти наставника в городе с населением пять тысяч человек оказалось невозможным. Трансфер решил эту задачу.
«Арифметика добра» практикует онлайн-наставничество как компромисс, на который фонд идет в тех случаях, когда найти наставника для подростка из региона совсем не получается. «Очное общение — это однозначный приоритет. Но если мы понимаем, что совсем нет шансов, детский дом в глуши (у нас такие есть в Республике Коми, в Карелии), то мы подбираем наставника онлайн. Такой формат подходит только открытым, коммуникабельным детям, уже имеющим опыт общения в онлайне, например с репетиторами», — поясняет Татьяна Дягтерева.
Елена и Артем
В детском лагере «Улыбка» Ивановской области, куда мы с наставницей Еленой приехали навестить ее подопечного Артема, до сих пор действуют ковидные ограничения. Повидаться можно только в загончике возле охраны. Артем не ожидал этим вечером гостей, но Елене очень обрадовался. Стал рассказывать, как они с театром моды ездили выступать на «Славянский базар» в Витебск. Расспрашивать, как дела у Лены и ее дочек.
О наставничестве Елена узнала из плаката с призывом «Стань наставником для подростка из детского дома», который увидела на стене в молодежном центре в Иванове, куда ее дочка ходит на танцы. Елена сфотографировала рекламу, собиралась выяснить подробности, но так и не получилось. Года через полтора стала чистить память телефона и наткнулась на эту фотографию.
«Я сразу пошла на сайт фонда “Добрая надежда” посмотреть, что они предлагают. Когда-то давно мы с мужем думали взять ребенка из детского дома, у нас долго не было своего второго. Потом родилась младшая дочка. Тема с усыновлением отошла, но мысли о том, что я могла бы помочь какому-нибудь ребенку из детского дома, остались. Я прочитала о наставничестве и поняла, что такая форма общения мне подходит», — рассказывает Елена.
Елена предполагала, что подопечной станет девочка. Но оказалось, что ее очень ждал 15-летний мальчик. Артем просил найти в наставники врача, потому что он сам мечтает о медицине. Елена — врач с многолетним стажем. «Переживала я зря. Артем — очень открытый человек, несмотря на обстоятельства. С ним общаться — одно удовольствие. Такой воспитанный, интеллигентный, умный человек».
Через месяц она познакомила Артема с мужем и дочками. Старшая тоже врач. Младшая, ровесница Артема, поначалу к появлению у мамы подопечного отнеслась настороженно и ревниво. Но постепенно оттаяла и даже выразила готовность помогать Артему с химией.
«В одну из первых встреч он попросил у меня фонендоскоп и тонометр. У него есть тетради, в которых он делает записи из книг. Даже зарисовывает строение органов, как мы делали когда-то в мединституте. Мы с девочками подарили ему анатомический атлас. Он умеет структурировать и систематизировать информацию и действительно имеет шанс быть хорошим, дотошным врачом. Пока все, что я ему без прикрас рассказывала про работу врачом, его с пути не свернуло. Большая редкость, когда у человека в 15 лет такой сформировавшийся выбор профессии. Но я всегда говорю: чтобы поступить в медицинский, надо хорошо учиться. Конкурс большой, учиться непросто», — говорит Елена.
С учебой у Артема все сложно. Так получилось, что любознательный мальчик с хорошей речью и богатым словарным запасом учился в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью.
Для Артема попадание в детский дом стало своего рода путевкой в жизнь. Мальчик, росший практически беспризорником в семье с отчимом и мамой с тяжелыми зависимостями, не был примерным учеником в школе. Хулиганил, неделями прогуливал уроки и раздражал учителей. Они добились проведения психолого-педагогической комиссии и перевода Артема в коррекционную школу.
Отстоять его интересы было некому. Всю фатальность этого решения взрослых Артем понял позже. Обучение по облегченной программе и свидетельство об окончании такой специализированной школы делает невозможным поступление в большинство учебных заведений и рубит на корню все мечты Артема о медицине.
Детский дом, куда Артем попал осенью прошлого года, решил за него побороться и помочь снять диагнозы. Больше месяца Артем провел в психиатрическом стационаре. Все это время рядом была Лена. Навещала, поддерживала и настраивала, что все это нужно перетерпеть ради цели.
Диагноз Артему сняли. Теперь он сможет учиться в общеобразовательной школе, правда с потерей нескольких лет. Детский дом нашел для Артема репетиторов по разным предметам, и мальчик, несмотря на каникулы, охотно занимается. Пережить учебу в классе, где все на два-три года младше тебя, — еще один вызов для Лены и Артема. Пока он очень переживает по этому поводу.
Деньги, герои и роли
— Как ты думаешь, что тебе может дать наставник?
— Купит мне айфон.
Денежная история в отношениях наставника и подопечного самая частая и сложная, признают все собеседники «Таких дел». То, что наставничество не про деньги и спонсорство, сотрудники программ многократно разъясняют и детям, и взрослым еще на берегу. Теплые человеческие отношения не должны скатываться в потребительские, а ценность поддержки взрослого не может измеряться в рублях.
«У нас были случаи, когда подопечный отказывался от волонтера со словами “я-то думал, он будет мне деньги давать”», — рассказывают в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
В «Арифметике добра» говорят, что ожидание подарков от взрослого довольно часто первая реакция. «Ребенок проверяет границы, он может просить кинуть деньги на телефон, давить на жалость, что у всех есть какая-то вещь, а у него нет. Но наставнику важно помнить о целях их отношений и возвращать к ним ребенка. Говорить, что он не про деньги — он про дружбу. Например, подумать вместе, как ребенок сможет заработать себе на айфон, и через это подвести подростка к умению постановки целей», — советует Татьяна Дегтярева.
«С волонтером как с мужем: все хотят богатого, щедрого и красивого. Или как-то я услышала от одного ребенка, что идеальный волонтер — “бабушка на кабриолете”. Нет. Мы не брачное агентство, — смеется психолог Зоя Бартенева, координатор психологической службы проекта “Быть рядом” благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам”. — Мы во время обучения на примерах много объясняем, что волонтер — старший друг. Он не дает деньги младшему. Не оплачивает покупки. Но дети умеют манипулировать, а волонтеры готовы причинить добро любой ценой. Для этого и нужно сопровождение, чтобы возвращать наставника в рамки».
По правилам наставнических программ давать подопечному деньги категорически запрещено, дарить подарки можно только на день рождения и Новый год — и то недорогие. И в случае чего куратор пары обязательно укажет наставнику на то, что в их отношениях и встречах излишне много развлечений и денежных трат, что чревато нездоровыми потребительскими отношениями.
«Мы советуем, как в таких случаях можно переключиться. Например, сводить ребенка к себе на работу или погулять на природе, устроить пикник, взяв из дома бутерброды и чай. Это лучше, чем вести в бургерную. Так ребенок не только узнает, что такое термос, но и поймет, что хорошее времяпрепровождение не всегда требует траты денег, — рассказывает Анастасия Землянова из “Солнечного города”. — Психолог может даже поставить перед наставником задачу в течение пяти ближайших встреч вообще не тратить деньги. Для некоторых наставников это сложно».
«Мы строго придерживаемся этих правил и боремся с наставниками, которые и без всяких детских манипуляций рвутся их нарушать, — говорит куратор “Доброй надежды” Елена Тощакова. — У нас были случаи, когда кандидаты в наставники говорили, что не согласны с политикой фонда на запрет подарков и покупку вещей, и уходили».
Наставница Елена слушает тираду куратора с выражением явного внутреннего протеста. «Не уверена, должны ли быть такие строгие запреты. Просто нужно все делать с умом», — возражает она.
«Ну к фонендоскопу и книгам, которые вы дарите Артему, это, конечно, не относится. Таким подаркам мы рады. Речь больше про вещи и гаджеты», — поясняет куратор.
Постелить соломку
Именно куратор и психолог — важные звенья в наставничестве, без которых все может развалиться. Только они со своим опытом могут грамотно разобраться в конфликтных ситуациях.
У фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть объемное пособие «Быть наставником». Всем волонтерам очень рекомендуют не лениться прочитать его полностью. И помнить, что единственная задача «нельзя» в этих правилах — уберечь от лишних искушений и разочарований обе стороны. Сделать общение комфортным и продуктивным.
«Наставница оставила ключи от своей квартиры подопечной на время своего отъезда. Хотя мы предупреждаем, что делать этого не стоит. В итоге у нее пропала некая сумма денег. Наставницу обуревали разные чувства по этому поводу. Мы потратили немало усилий, чтобы разрешить эту ситуацию», — Мария Полянская, координатор направления наставничества проекта «Быть рядом», приводит один из примеров конфликтных ситуаций, которые им приходилось решать.
«Детям важно выделиться друг перед другом, поставить себя выше других. В качестве такого “знака отличия” могут использовать наставника. Кто-то приехал на дорогой машине, а кто-то — на метро. Само по себе разное материальное положение — это нормально. Но иногда рождает массу нежелательных нюансов. Поэтому мы не рекомендуем приводить подопечных домой. Дети могут начать сравнивать, хвалиться друг перед другом, еще и провоцировать своего наставника, что он не так хорош, как другой», — поясняет Мария Полянская.
«Очень важно, чтобы наставник в любой ситуации вовремя обращался за помощью, — подчеркивает Зоя Бартенева. — Он может оказаться перед сложным этическим выбором. Ребенок убежал из детского дома и звонит ему. Наставник замечает, что ребенок употребляет запрещенные вещества. Или что-то украл. Как быть? Сообщить и потерять доверие подопечного или допустить развитие более опасной ситуации? Наставник должен доверять координатору и психологу и по всем вопросам идти к ним, а не пытаться разрулить самостоятельно. Это может плохо закончиться. Мы всегда говорим, что волонтер в проекте не сам по себе. Он не один. Мы рядом».
«Иногда у кандидатов возникает вопрос, можно ли прекратить общение с подростком. Конечно, можно, паспорт мы ни у кого не отбираем. Главное — молча не исчезать, чтобы не становиться причиной новой травмы, — говорит Анастасия Землянова. — Мы объясняем важность последней встречи. Попить чаю, рассказать об изменениях, о том, как было приятно общаться. Даже когда один наш наставник уехал хоронить маму и решил остаться жить в том городе, мы все равно помогли ему организовать онлайн-встречу. Так мы показываем ребенку, что отношения могут заканчиваться. И важно их завершать уважительно, чтобы не причинить боль другому человеку».
Помочь взрослеть
«Может показаться, что быть наставником слишком сложно и ответственно. На самом деле это просто и весело. Нужно только выделить на это время. И раз в неделю просто брать подростка с собой — на работу, в магазин, в МФЦ, по разным делам. Научить платить за транспорт, за коммуналку, пользоваться 2ГИС, поболтать по телефону, поздравить с окончанием школы или колледжа. Наши дети не избалованы общением. Зато в 18 лет у многих из них резко объявляются родственники, которые не вспоминали о ребенке много лет, но знают о выплатах от государства и квартире, и начинают манипулировать, просить в долг. Наставник же просто своим присутствием в жизни ребенка сделает ее легче. Наличие близкого взрослого — один из самых важных факторов благополучного взросления», — убеждает тех, кто еще сомневается, Анастасия Землянова из «Солнечного города».
Сейчас программы наставничества есть в 50 российских регионах. Но и в других регионах, где подобные программы еще не работают, тоже есть детские дома и подростки.
«Мы будем очень рады, если у нас появятся партнеры в этих городах. Это может быть местный благотворительный фонд, НКО, госорганизация, заинтересованные частные лица, сотрудники детского дома, которые захотят обучиться технологии наставничества, — говорят в “Солнечном городе”. — Мы поможем запустить проект и оплатим работу куратора и психолога. Нам очень хочется, чтобы у каждого ребенка в системе была возможность иметь собственного наставника».
«Я считаю, что наставничество — классный опыт общения. Хорошее и полезное дело. Абсолютно любой человек может быть наставником, главное — желание, — уверена Маша из Владимира. — Денег на это много не надо. Но надо отдавать себе отчет с постоянством. Быть на связи. Это ответственность, потому что тебя ждут. При этом нужно быть самим собой. Не брать на себя роль учителя, а просто быть другом. Я обсуждаю свой опыт с разными людьми и часто слышу: “Я бы тоже хотел, но не чувствую себя хорошим примером”. А мне кажется, невозможно быть идеальным примером для всех. А вот бесконечно искать в себе недостатки и ничего не делать — легко».
* * *
Благотворительные фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Арифметика добра», «Солнечный город», «Будущее сейчас», «Желтый аист», «Добрая надежда», «Старшие Братья Старшие Сестры» представлены на платформе «Совкомбанк про добро» и уже много лет помогают детям в трудных жизненных обстоятельствах. Стать наставником или поддержать работу фондов легко может каждый — любой комфортной для вас суммой. А Совкомбанк утроит все пожертвования.
Я решил стать наставником. Что делать дальше?
- Наставником может стать любой человек с 24 лет.
- Важно здраво оценить свои возможности и ответить себе на вопрос: готов ли я в течение не менее года еженедельно встречаться лично с подопечным? А еще по мере возможности переписываться и созваниваться.
- Заполнить анкету. Пройти собеседование с психологом и небольшое обучение.
- Собрать документы. Необходимы справки об отсутствии судимости, от нарколога и психиатра.
- Дождаться знакомства с ребенком.
- Быть на связи с куратором и психологом программы. Прислушиваться к их рекомендациям и не нарушать правил.
Ответы на главные вопросы о наставничестве
- Мне нужно много денег? Наставник не спонсор. Давать подопечному деньги и дарить дорогие подарки строго запрещено правилами. За билет в кино или обед в кафе наставник может заплатить. Но проводить время интересно можно и без затрат. На обучении вы обсудите с куратором, как интересно проводить время с подопечным в вашем городе.
- Вдруг я не справлюсь? Оценить ресурсность и готовность к наставничеству поможет психолог на собеседовании. Если в течение последнего года вы пережили тяжелую потерю, болезненный развод, сильную стрессовую ситуацию, то с волонтерством придется подождать. Затыкать дыру в душе наставничеством не стоит. Вам самому предстоит стать опорой и оказывать эмоциональную поддержку подростку. Нужно быть в ресурсе.
- Я подумываю о приемном родительстве. Стоит ли начать с наставничества? Нет. Наставничество не тест-драйв родительства. Лучше сразу идти в Школу приемных родителей и принимать решение там.
- Так что мне нужно будет делать с подростком? Дружить. Выстроить доверительные отношения. Помочь разобраться в обычных бытовых вопросах. Делиться опытом. Искренне интересоваться жизнью ребенка. Просто стать частью жизни человека — именно так, как это происходит с обычным другом.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам