Как помочь подростку не заблудиться в темноте
У службы психологического онлайн-консультирования детей и подростков «Твоя территория» есть правило: сотрудники должны быть анонимными. Это понятное правило — если работаешь в сети, то важность соблюдения четких границ в этой же самой сети повышается во много раз. Эффект попутчика, человека без лица, которому можно выговориться и получить помощь важнее открытости нашего героя. Поэтому здесь не будет ни имени, ни портрета с лицом. Такая специфика.
В «Твоей территории» я уже два с половиной года. Когда-то давно учился на психфаке СПбГУ и подрабатывал чем приходилось: был промышленным альпинистом, курьером, мойщиком автобусов, бригадиром мойщиков автобусов… В какой-то момент я решил, что не хочу вкладывать силы в пустоту. Я понял, что нужны изменения. Как раз набирался в СПбГУ курс «Твоей территории» по обучению психологов. И я туда отправился.
Может быть, во мне действительно много осталось от подростка — и поэтому мне легко устанавливать контакт. Большинство ситуаций мне понятны. И то, что подросток может не замечать, игнорировать свои ресурсы, тоже очень понятно. Моя мама готова была меня поддерживать и разделять мои чувства, но между нами все равно были трудности, которые я не мог преодолеть в силу возраста, а она — в силу характера, так что откровенного общения не получалось. А есть еще и сюжеты, модели, образы, особенно притягательные для подростков… Например, «я сильный, мне не нужна ничья поддержка». И, чтобы выйти из подросткового образа, важно переформулировать эти позиции, переработать их.
Привлек меня прежде всего онлайн-формат. Я его раньше сам обесценивал по сравнению с очным консультированием. А на самом-то деле все просто. Это тот же телефон доверия, только в привычной среде. Вы вот знаете, что на телефон доверия, даже подростковый, обращаются в основном взрослые? А подростки звонят редко. Некоторым легче написать в чат, чем звонить по телефону. Даже просто голосом предъявиться, обозначить себя им может быть тяжело. А чат — это пространство, которое знакомо, которое обжито. Тут они чувствуют себя уютно и уверенно. Когда проект «Твоя территория» был создан, то обращения (по сравнению с телефоном доверия) резко возросли. Так с тех пор и растут.
Когда я только начинал, то включался в каждую консультацию мгновенно, мне даже паузы между диалогами были не нужны. Закончился час общения, следующий человек на очереди — я готов. Сейчас, спустя два года, сложнее. Консультация в чате вообще считается «сферой высокого горения». Два, три года — и люди уходят. Это риск нашей работы, его надо учитывать. Я осознаю этот момент, поэтому сейчас я чаще не консультирую в чате, а веду обучающие группы и супервизирую тех, кто консультирует. Помогаю разбираться в ситуации во время работы или после. Таким образом я с этим выгоранием справляюсь. Консультировать мне до сих пор нравится, просто сил на это требуется больше.
Свою первую консультацию я помню хорошо. Не сами факты — с течением лет все разговоры начинают смешиваться в единый клубок историй, такова особенность консультирования без личного контакта — а свои ощущения. Я помню ту включенность, которая была, максимальную концентрацию на диалоге. Присоединиться к человеку и предоставить ему возможность говорить о том, о чем ему важно. Помочь ему снизить интенсивность его переживаний. Ведь в этом и смысл любой кризисной службы — чтобы человек ушел с некоторым облегчением и, по возможности, с пониманием своих чувств.
Это обязательная история для всех помогающих профессий. Но, к сожалению, проводят ее далеко не все службы.
Как это происходит: мы с консультантом обсуждаем диалог. Говорим о том, что происходило в диалоге, и о чувствах консультанта. От меня, как от супервизора, нужна поддержка и предложение некоторых направлений, которые психолог не отработал в этом конкретном обращении. Где-то не увидел возможные пути беседы, куда можно было пойти. Где-то не уделил достаточно времени переживаниям абонента и переключился на возможности, хотя еще было рано.
Специфика чата такова, что никогда не можешь сказать точно — справился ты или нет. Вышел ли абонент из чата, потому что диалог пошел не так, как ему бы хотелось, или потому что он получил недостаточно поддержки? Или у подростка кончился интернет, или его отвлекли какие-то дела… Даже при кризисных, суицидальных обращениях мы не можем быть уверены ни в чем.
Мы работаем со всем, что к нам поступает, как с правдой. Мы не знаем, стоит ли человек на крыше или сидит у себя дома в тепле и безопасности. Чувства всегда реалистичны, даже если человек предъявляет фантазийные истории. Можно определить по общению, что абонент манипулятивный, но ведь и за манипулятивностью что-то стоит, какие-то проблемы.
Иногда разговор начинается с издевательских высказываний, с попытки потроллить. Бывали случаи, когда я отвечал не так, как от меня ожидалось, и диалог разворачивался в другую сторону. И там все же оказывался запрос на помощь.
А иногда это действительно просто розыгрыш. Но мы это заранее никак не узнаем, и в любом диалоге работать надо всем собой.
Каждому требуется свое время, чтобы поделиться тем, что произошло. У каждого свой ритм. Иногда рассказать о чем-то впрямую бывает и вовсе невозможно. Но мы можем говорить о чувствах, а не о деталях произошедшего. И это помогает.
Иногда люди пишут постоянно, по несколько месяцев. Сейчас таких у нас около десяти. Кто-то исчезает на несколько недель, потом появляется. Я узнаю их по городу и псевдониму, а иногда — по деталям истории.
У нас есть условное ограничение — один час диалога. За исключением острых обращений: суицидальных и случаев насилия. Этот час условен, конечно, но он нужен для границ. Важно в какой-то момент попрощаться и сказать — ты можешь приходить завтра или в любой другой день. Важно поставить точку, потому что, если ты три часа находишься с человеком, который транслирует себе и тебе, что все безнадежно, а перелома не произошло, то дальше эффективность диалога будет только снижаться.
А если консультант чувствует, что с человеком нужно остаться дольше, что от этого будет польза и будет эффект, то конечно, этот час превращается в полтора-два.
Те люди, которые пишут нам часто, почти каждый день… Это ситуации, когда у человека нет ресурсов, и он не способен опираться на самого себя. Когда нет ресурса, трудно перенаправить человека и на очную помощь, к психиатру. И получается, что нет никакой поддержки. Кроме чата.
Когда у человека нет ресурсов, но есть психологические и, возможно, психиатрические проблемы, он создает себе целые фантазийные миры, которые транслирует в чат. Да, его чувства реальны. Но продолжать изо дня в день говорить с ним об этих чувствах может быть малоэффективным. Поэтому хорошо связывать его с текущей реальной ситуацией. Как твои дела, ты ходишь куда-то, учишься? А что у тебя дома происходит? Если эти вопросы игнорируют, то нужно создавать стратегии, которые могли бы вывести в реальность.
Есть подростки, для которых мы ничего не можем сделать, кроме как дать пространство, где они могут говорить, снижая интенсивность своей боли. Особенно, если речь о маленьком городе, где у человека может не быть никакого способа получить помощь. Каждый раз им становится чуть-чуть легче — до следующего обращения. И конечно, это делается не только для подростка, но и для общества вокруг него.
Есть Питер и Москва, и есть регионы. Различаются не подростки в разных городах, а ситуации, в которых они находятся. Школы, семьи в маленьких городах — там гораздо больше давления, жестче предрассудки. И в маленьком городке Челябинской области психолога может просто не быть. Или будет такой, что отправит к батюшке каяться, а девушке-ЛГБТ посоветует «найти мужика».
Подавленное насилие, гнев, пьянство, отсутствие альтернативных способов жить, родители, которые плохо понимают, как говорить с ребенком… Неудивительно, что в регионах жестких историй с подростками случается больше.
С прошлой весны из-за нехватки финансирования и специфики работы нам пришлось сократить количество смен — и дополнительных, и ночных. Раньше я часто работал ночью. Тишина, экран, полная концентрация на диалогах. По ночам сообщений всегда очень много. Это время, когда очень нужен собеседник.
Будет больше денег в фонде — будет больше ставок для психологов и больше часов консультирования. Каждая ваша подписка, каждые 100, 200, 300 рублей ежемесячной помощи превращают тонкую нитку из слов, за которую держатся наши дети, в самый крепкий на свете канат. Может быть, именно он сможет вытянуть из темноты девочку, решившую шагнуть с крыши, или мальчика, который собирается в школу со стянутой из отцовского сейфа винтовкой.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»