«Это лучшее, что есть у них в жизни»

Фото: Антон Климов для ТД

Педагог с инвалидностью рассказывает, чему здоровые могут научиться у людей с ментальными нарушениями

Весь 7 «Б» класс сломя голову мчался на перемене с третьего этажа на первый, спешили фотографироваться. Витя шагнул на лестнице слишком широко, оступился и рухнул вниз. Тогда он еще смог подняться и с одноклассниками добежать до фотографа. В семейном альбоме хранится тот самый снимок. С него смотрит Витя, который еще ничего не знает о болезни с красивым названием Шарко — Мари — Тута.

«Инвалидом я себя не чувствую»

«Врачи говорят, дело в генах. Но сколько мы с мамой ни пытались разобраться в семейном древе, так и не смогли понять, от кого мне передалась эта болезнь. Она может проявиться, а может и нет. Может ухудшение быстро идти — и человек сразу садится в инвалидную коляску, а может на всю жизнь остаться лишь небольшое шарканье ногами», — объясняет Виктор.

Сначала жизнь по правилам болезни давалась активному парню и спортсмену нелегко. «Однажды собрался в школу, вышел в подъезд. Нога подвернулась, и я упал на ровном месте. Поднялся, психанул на все это, пошел обратно домой дальше спать», — Виктор старается улыбаться, но ему совсем не весело вспоминать, как он оказывался в неприятных ситуациях.

Виктор поднимается на третий этаж «Надежды»
Фото: Антон Климов для ТД

В школе Витя занимался боевым ушу, с которым пришлось расстаться. Жизнь перестроилась в одно мгновение. «Я много думал, как быть. Первая эмоция: все надоели, хотелось бросить все, уйти в тайгу, — говорит он. — Но главная мысль, к которой я пришел после раздумий, что нужно к своей болезни относиться с юмором. Так становится легче».

В семье Витя самый младший, у него целых пять старших сестер. Близкие не восприняли его болезнь как катастрофу. Для них главным было, что болезнь не смертельная. Поддержали друзья и одноклассники. «У нас был дружный класс, дружная параллель. Продолжили общаться как раньше, — говорит Виктор. — Хотя, конечно, «как раньше» уже не получалось. Мне больше не хотелось активных игр, шумных мероприятий. Более спокойное, размеренное общение было. Если мы шли куда-то, то выбиралась такая скорость и такой шаг, чтобы я мог успевать».

После одиннадцатого класса мама устроила Витю в училище-интернат для инвалидов. Потому что считала, что образовательное учреждение, в котором созданы условия для детей с ограниченными возможностями, убережет подростка от проблем взрослой жизни.

«Надо было учиться, и я пошел в это училище. Хотя инвалидом я себя не чувствую. Ну ради хохмы иногда могу друзьям сказать, мол, что к инвалиду пристали? Но и говорить, что не буду учиться в учреждении для инвалидов, не стал. Я считаю, что это неправильно. Есть такая возможность получить профессию — получай».

По-настоящему о будущем пришлось задуматься после окончания университета. Молодой специалист с дипломом по направлению «социальная работа» и инвалидностью не вписывался в стереотипы. Центры занятости предлагали вакансии менеджеров, но Виктор целенаправленно искал работу по специальности: говорит, что не хотел работать в офисе, быть привязанным к бумагам.

Виктор
Фото: Антон Климов для ТД

«Было страшно, что мои знания никому не пригодятся, не смогу найти подходящее место. Все лето после диплома я искал работу. Вакансий для меня не было». Тогда ему и предложили попробовать себя в роли социального педагога в общественной организации.

«Не все готовы к встрече с нами»

Уже три года Виктор работает в центре «Надежда». Это первая в Иркутске организация, в которой на полный рабочий день принимают людей старше 18 лет  с нарушениями психики и интеллекта. В нынешнем году «Надежда» отмечает десятилетие. Основательницам центра  — Ирине, Ларисе и Татьяне — сказали, что диагнозы их детей слишком тяжелые, чтобы те могли находиться в одном из государственных центров для инвалидов. Тогда они и другие родители объединились и создали свою организацию.

некоторые прохожие даже переходят на другую сторону дороги

Людей с ментальными нарушениями нечасто увидишь на улицах Иркутска. При благоприятном исходе, если родители решают оставить ребенка с умственной отсталостью в семье, он вынужден большую часть жизни проводить дома, в четырех стенах. В закрытых социальных учреждениях, куда чаще всего попадают отказники с инвалидностью, речь вообще не идет о социальной адаптации, а только об изоляции от общества, доживании.

«Даже в Иркутске, крупном городе, не все готовы к встречам с такими особенными людьми. Когда мы ведем своих ребят по улице, некоторые прохожие переходят на другую сторону дороги, — рассказывает председатель общественной организации “Надежда” Татьяна Федорова. — Чаще всего негативно реагируют мужчины. Однажды к нам в центр пришел наладчик, так он побоялся один проходить мимо ребят, попросил сотрудницу провести его. Раньше, когда мы пользовались услугами социального такси, некоторые водители-мужчины отказывались от наших заказов, просили отправить других сотрудников. Женщины, надо сказать, никогда не боялись — и сначала наших ребят возили только они. Теперь уже приезжают и мужчины, и женщины.

Ребята на прогулке
Фото: Антон Климов для ТД

Ребята очень тонко чувствуют людей. Посторонний человек, если он боится или раздражен, может получить острую реакцию в ответ. Виктор Сергеевич долго присматривался к нашим ребятам, наблюдал. В итоге у него получилось найти с ними общий язык».

Виктор Сергеевич — именно так называют своего наставника воспитанники центра. Не все, правда, могут выговорить имя и отчество. Но каждый знает, что вот этот невысокий парень с огромными голубыми глазами и есть Виктор Сергеевич. И ничего, что педагогу исполнилось только двадцать шесть лет, а самому младшему ученику, Коле, уже двадцать два, самому старшему, Максиму, тридцать девять. Для них Виктор Сергеевич — и педагог, и психолог, и логопед, и старший друг, и советчик.

«У этих ребят стоит поучиться»

С восьми утра центр готов принять воспитанников. Кого-то привозят родители, кто-то добирается самостоятельно, кто-то приезжает на социальном такси. В девять часов ребята и педагоги собираются «на круг»: делятся, чем занимались прошлым вечером, как сегодня добрались до центра, обсуждают планы на день.

на постижение самых простых навыков иногда уходят годы

После «круга» все расходятся по мастерским. За пределами центра большинство из воспитанников были признаны необучаемыми. А в центре они учатся, каждый в меру своих возможностей. На постижение самых простых навыков иногда уходят годы. Например, чтобы научиться вытачивать деревянные колесики — заготовки для игрушек, — юношам потребовалось около шести лет. На шестой год занятий ребята начали ткать. Еще они занимаются в швейной, рукодельной, полиграфической и валяльной мастерских. Вот незаконченная картина из шерсти, которую автор рассчитывал завершить к Рождеству. И ничего, что к нынешнему опоздал, к следующему точно успеет.

Ребята на фоне дома «Надежды»
Фото: Антон Климов для ТД

Здесь воспитанники общаются, учатся работать в коллективе, занимаются музыкой, живописью, физкультурой. Вместе ходят на прогулки. К Пасхе ребята готовят традиционное представление, вот в нынешнем году репетируют постановку «Как князь Владимир веру выбирал». Чтобы никому не было обидно, в спектакле заняты практически все воспитанники центра.

«У этих ребят стоит поучиться радости жизни, умению ценить каждую мелочь, — говорит Виктор. — Они очень любят ходить в кино, театры, музеи. Каждый такой поход — событие. Когда ребята только узнают, что намечается мероприятие, возникает куча вопросов: когда, что, где, надолго ли? Обязательно нужно все обсудить, пережить это событие. Всю неделю будут ходить оживленные. И еще неделю — после похода».

Из всех педагогов центра Виктор Сергеевич больше всего подходит своим подопечным по возрасту. И именно с ним чаще всего ребята делятся своими переживаниями, просят совета.

«Один молодой человек из нашего центра встречается с девушкой. Ну как встречается… Вместе прогуливаются, держатся за руки. У ребят платонические отношения, — объясняет Виктор. — Парень часто со мной советуется, как себя вести. Он очень обидчивый, обижается на девушку по пустякам. А я убеждаю его, что надо жить мирно, дружить. Ведь они ходят в один центр, вместе занимаются. Зачем обижаться? А вообще, с грустными лицами мы здесь редко кого видим. Ребята приходят сюда как на праздник. Возможно, это лучшее, что есть у них в жизни».

Виктор на недоотремонтированном этаже «Надежды»
Фото: Антон Климов для ТД

Недавно центр переехал из подвального помещения в новое здание. Новоселье состоялось в большей степени благодаря пожертвованиям читателей портала «Такие дела». Вы уже помогли. Большие и маленькие суммы по кирпичикам сложились в просторное здание, в котором, не дожидаясь полного благоустройства и отделки, подопечные центра уже заняли первый этаж. Зиму прожили на обогревателях, без отопления, но дружно и весело. Сейчас сделана вся система отопления, но рассчитаться за нее пока нечем. Без отделки остается и второй этаж, где планировалось разместить мастерские. Осталось совсем немного сделать, чтобы центр работал в полную силу. И помочь в этом может любая сумма, даже 100 или 200 рублей. Большое вам спасибо.

Сделать пожертвование
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Виктор на недоотремонтированном этаже "Надежды"

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0

Виктор поднимается на третий этаж «Надежды»

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0

Виктор

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0

Ребята на прогулке

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0

Ребята на фоне дома «Надежды»

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0

Виктор на недоотремонтированном этаже «Надежды»

Фото: Антон Климов для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: