Привет!
Это Владимир Шведов и «Такие дела». Похоже, новые числа в календаре мало что поменяли, и мир продолжает понемногу съезжать с катушек. В свою очередь, наша страна традиционно впала в кратковременную зимнюю спячку. Но возможно, это как раз подходящий момент, чтобы отвлечься и посмотреть на «Такие дела» по-новому — ведь в январские каникулы мы стараемся выпускать истории как можно более светлые, спокойные и доброжелательные. Понимаю, верится в такое с трудом — но по крайней мере мы обошлись без привязки к сиюминутному информационному бурелому.

Рай в голове

Начать сегодняшнюю подборку хочу с текста, который шел к публикации долго и мучительно, но увидел свет, как мне кажется, очень вовремя. Это репортаж Сони Кореневой о художнике из национального нанайского села Илье Лиханове, которого амурским Гогеном и Ван Гогом. Чтобы достичь мастерства, художник дошёл до самых лучших учебных заведений страны и мог бы спокойно уехать заграницу — но выбрал тихую и размеренную жизнь в глухой деревне. В жизни Ильи было много причудливых пируэтов, но мне кажется особенной примечательной одна деталь — он как будто нарочно всегда сбегал от своего таланта, постоянно уходил, отказывался писать, учиться, преподавать, и всё-таки снова и снова возвращался к творчеству.
 Картина
«Майя», 2019. Бумага, акрил, пастель. 59,0 х 52,0 см Рисунок Ильи Лиханова
Делать этот текст было трудно — и тем радостнее, что получилось не очередная задорная статья об еще одном деятельном самородкине глубинки, но буквально мифологическое жизнеописание неприкаянного, но «богом поцелованного человека», который ходит по жизни кругами, все теряет и даже дело свое не очень любит, но потом возвращается, достает электрическую лампочку, поднимает над мольбертом, и весь мир вокруг начинает светиться. Спасибо Соне за то, что она нашла такого героя и что, несмотря на все сложности с героями и построением текста, довела дело до конца. Отличное чтение для уютного выходного дня.

«Всего пятьдесят центов!» Я их ему не дала

Под рождество традиционно вспоминают о людях на улицах — пока мы сидим у теплых батарей под одеялом с горячим чаем, тысячи людей думают не о празднике, а о том, как выжить. Впрочем, репортажами о том, как в новогоднюю ночь с бездомными работают волонтеры и благотворительные фонды читателей «Таких дел» не удивить. Поэтому в этот раз у нас не совсем обычный текст, пять небольших личных историй от нашего автора Татьяны Цветковой — о том, как в разные периоды своей жизни она перескалась с бездомными людьми и как всякий раз отличалась ее реакция на встречу с ними.
 Иллюстрация
Иллюстрация: Ляля Буланова для ТД
Это очень простые житейские зарисовки, но в их бесхитростности, по-моему, кроется их притягательность — такое могло произойти с каждым из нас. Может быть эти короткие сценки помогут чуть больше задуматься о людях на улице, их судьбах и потребностях.

Поделиться жизнью

Есть и еще кое-кто, для кого праздник, знаменитый своей «семейностью» и домашней атмосферой, нередко связан с болезненными переживаниями, горечью и тревогой. Это воспитанники детских домов. По счастью, все уже понемногу выучили, что задаривать детей-сирот, а потом уезжать в закат в счастливый и теплый семейный дом, это такой себе вариант. Тем более, что у большинства детей есть живые родственники, которые вряд ли их когда-нибудь заберут. Воспитанников детдомов можно поддержать по-другому — стать для них наставниками, научить чему-то полезному или помочь получить профессию. Накануне январских праздников приемная мама Олеся Лихунова написала для нас колонку, в чем в первую очередь нуждаются дети из детских домов и как ее любимая дочь Галя сначала не знала даже, что люди стареют, а земля — шарообразная, а семь лет спустя увлекается кубиком Рубика и учится на четверки и пятерки. Помимо важных мыслей в колонке, у Олеси получился просто трогательный и добрый рассказ.
 Переливание крови во время Великой Отечественной войны, 1942 год
Фото: переливание крови во время Великой Отечественной войны, 1942 год. ТАСС
Об этом мало задумываются, но январские праздники часто бывают сложности с переливанием крови — желающих сдавать кровь находится немного, а кто бы и рад, тот не может — какое застолье без выпивки! Это не говоря о том, что коронавирусная пандемия навредила донорской сфере — из-за карантина и самоизоляции даже те, кто привык регулярно сдавать кровь, не могли этого сделать. Мы не хотели в очередной раз публиковать мрачное медицинское «бубубу», но обратить внимание на донорство было важно — поэтому мы подготовили небольшой научно-популярный материал о том, как за последние несколько сотен лет менялись представления о крови и о переливаниях. Ошибалось человечество не раз, но вот то, что кровь — это что-то особенное, понимали еще в античности. В любом случае, дело действительно серьёзное — по статистике, донорская кровь однажды потребуется каждому третьему жителю Земли.

*

Год назад, 5 января 2020 года умер друг «Таких дел», выдающийся хирург-онколог Андрей Павленко — он рассказывал о борьбе с раком желудка в нашем проекте «Жизнь человека». Опытный врач надеялся, что его знания и навыки помогут рассказать о проблемах с диагностикой и лечением онкологических заболеваний в России как можно большему числу людей.
Сережа Карпов и команда «спецпроектов» выпустила заключительный фильм об Андрее и последних месяцах его жизни. Фильм «Жизнь человека. Последнее интервью» можно посмотреть в Кинопоиске, Okko и more.tv. Но помимо основной линии борьбы Андрея Павленко с собственной болезнью и с несовершенствами в онкологической сфере, в его истории есть много и других, второстепенных, но все же очень значимых сюжетов. Некоторые из них не раскрываются в фильме, но заметны в самом проекте — например, о сложностях общения пациентов и врачей или о трудностях в передачи знаний от старших медиков к младшим.
 Андрей купается в море
Cтоп-кадр из фильма «Жизнь человека. Последнее интервью»
«Такие дела» еще вернутся к тому, как изменил медицинскую сферу Андрей Павленко и как работает Школа практической онкологии, первый набор куда открылся уже после его смерти. А на этой неделе мы показываем историю Павленко с не совсем обычного ракурса Павленко — публикуем интервью с фотографом Ксенией Ивановой, которая снимала онколога на протяжении двух лет. «Жизнь человека» стала для Ксении очень личным проектом — за время работы Ксения подружилась с Андреем, и переживать утрату ей было очень тяжело. Но она уверена — это история не об умирающем человеке, а о том, что не нужно бояться, нужно быть готовым ко всему, и правильно распоряжаться временем, которое у тебя есть.

***

Я тут думал накануне, как прошел мой 2020 год и понял, что вообще дело обстоит так себе — с тех пор, как началась пандемия, мне толком и зацепиться в памяти не за что. Очень многое не получилось, что-то бессрочно заморозилось, а в остальном была только работа, работа и еще раз работа. Наверное, сохранить нажитое по меркам 2020 — это уже достижение, но для меня любой не случившийся рывок все равно ощущается как провал. Вот в это моё настроени очень хорошо попал текст Анны Воробьевой о стендаперах, которые неудачно выступают и потом не знают, куда себя деть. Я вообще-то стендап никогда не смотрел, но вот это чувство неловкости и стыда за себя, когда хочется уехать и служить матросом на Тихоокеанском флоте, мне очень хорошо знакомо. Универсальное переживание, ничего не скажешь!
Желаю всем нам больше настойчивости и уверенности в себе. До встречи на первой рабочей неделе!
 Владимир Шведов
C уважением, Владимир Шведов главный редактор «Таких дел» v.shvedov@takiedela.ru
Поддержать «Такие дела»
Подпишитесь, чтобы получать наши письма раз в неделю.
Подписаться на рассылку