Военный комиссариат Нижегородской области «обвинил» вдов погибших ветеранов боевых действий в «хищении бюджетных средств» из-за того, что они получали пенсию по случаю потери кормильца. Об этом сообщил благотворительный фонд «Право Матери», бесплатно защищающий права вдов в суде.
Евгения Теряева, вдова погибшего в Чечне ветерана боевых действий Сергея Теряева, обратилась в «Право Матери» с сообщением о том, что военкомат Нижегородской области прекратил выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца. Несмотря на то, что право на получение пенсии Теряева ранее успешно отстояла в суде, военкомат не только неожиданно прекратил выплату средств, но и подал к Теряевой гражданский иск с требованием вернуть всю сумму за последние несколько лет — 626 тысяч рублей. Свою позицию военкомат обосновал тем, что Теряева, сама являясь военнослужащей, не может получать пенсию по случаю потери кормильца.
Председатель правления фонда «Право Матери» Вероника Марченко рассказала ТД, что судебное заседание по делу должно было состояться 3 марта 2016 года, но по причине неявки ответчика было переназначено на 5 апреля. По мнению Марченко, перспектив у гражданского иска со стороны военкомата нет — законное право вдов-военнослужащих получать пенсию по случаю потери кормильца фонд «Право Матери» неоднократно успешно доказывал в судах РФ, включая Верховный Суд.
Однако одним гражданским иском Нижегородский областной военный комиссариат не ограничился. На следующий день после заседания по делу Теряевой в отношении одной из свидетельниц — многодетной матери, вырастившей пятерых дочерей, и также вдовы погибшего ветерана боевых действий, прошедшего Афган, Натальи Семак было (по заявлению военкомата) возбуждено уголовное дело. Вчера, 16 марта, вдова получила повестку о вызове на допрос 17 марта.
Как сообщили ТД в фонде «Право Матери», следователь-криминалист ВСО СК РФ по Нижегородскому гарнизону капитан юстиции Дружинин М. постановил возбудить в отношении Семак уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Данная статья — «мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере» — предусматривает до шести лет лишения свободы.
Процесс обращения вдовы-военнослужащей за пенсией по случаю потери кормильца назывался в постановлении «реализацией преступного умысла, вызванного корыстной заинтересованностью». Буквально: «В ноябре 2011 года у Семак Н. В. возник преступный умысел на противоправное хищение бюджетных средств, выплачиваемых в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу” в качестве пенсии по случаю потери кормильца».
Как Вероника Марченко пояснила ТД, возбуждение уголовного дела, в котором получение пенсии квалифицируется как хищение бюджетных средств, — это исключительный следственный прецедент. «Кто действительно зря тратит бюджетные средства — так это сам военкомат, злоупотребляя правом и инициируя заведомо проигрышные дела. Бессмысленная трата времени и ресурсов следователей, прокуроров, суда, происходящая по вине военкомата, оплачивается из бюджета РФ», — прокомментировала председатель правления фонда «Право Матери».
На что идет расчет, и каковы мотивы у Нижегородского областного военкомата, неясно, поскольку все предыдущие суды он проиграл. «Эти не вполне адекватные решения и поступки ставят вопрос о профессиональной непригодности их совершающих. Вообще, нормальный прокурор, нормальный, занятый реальными делами следователь, просто покрутили бы пальцем у виска и сразу же отказали в возбуждении дела. Вместо того, чтобы искать настоящих мошенников, похищающих бюджетные миллионы, они, что, решили обобрать вдову?» — задается вопросом Марченко.
Согласно позиции фонда «Право матери», вдовы-военнослужащие получали свои пенсии за погибших мужей на абсолютно законных основаниях, а требования Нижегородского областного военкомата к вдовам о возвращении выплаченных сумм пенсий не только незаконны, но циничны и аморальны. Фонд «Право Матери» также заявил, что обжалует постановление о возбуждении уголовного дела в отношении вдовы Семак как незаконное.
UPD. Фонд «Право Матери» сообщил, что сегодня Натальи Семак прибыла на допрос, однако вместо следователя Дружинина его проводил следователь Тихонов. По результатам полуторачасового допроса фонд получил исчерпывающие объяснения по делу, а Наталья, благодаря работе команды юристов «Права Матери», была отпущена домой. Фонду также удалось подтвердить, что прокурорская проверка, завершившаяся возбуждением уголовного дела, была с высокой степени вероятности проведена по заявлению Нижегородского облвоенкомата.