Министерство образования и науки России планирует изменить порядок лишения научной степени. Проект поправок в Положение о присуждении ученых степеней опубликован на правительственном портале раскрытия информации.
Согласно предложениям министерства, подавать заявление о лишении ученой степени из-за плагиата в диссертации можно будет только по решению суда, установившего нарушение авторских прав. Как заявили в Минобрнауки, только суд должен обладать правом признавать факт некорректных заимствований.
Эксперты, опрошенные газетой «Ведомости», предположили, что лишить ученой степени за некорректную диссертацию теперь станет практически невозможно. Для обращения в суд необходимо, чтобы были нарушены чьи-либо права, но сам факт плагиата формально не наносит никому ущерб. По словам представителей сетевого сообщества «Диссернет», анализирующего научные работы на предмет заимствований, принятие поправок будет означать «победу плагиаторов».
Бывший замминистра образования и науки Игорь Федюкин заявил «Ведомостям», что признание диссертаций неоригинальными – это не проблема авторских прав, а вопрос общественной значимости. Член одного из экспертных советов Высшей аттестационной комиссии вспомнил только один случай, когда ученый в России подавал в суд за нарушение его авторских прав.
«Диссернет» неоднократно находил заимствования в научных работах российских политиков и общественных деятелей. Плагиат был обнаружен в диссертациях губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, детской омбудсмена Павла Астахова, экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, министра культуры Владимира Мединского и многих других. После расследований сообщества степеней лишились депутат Госдумы Ришат Абубакиров, экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник и бывший председатель Мосгордумы Владимир Платонов
Предшественник нового министра образования Ольги Васильевой Дмитрий Ливанов неоднократно уделял внимание борьбе с фальшивыми диссертациями. Сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин писал, что несмотря на «противоречивость» фигуры бывшего министра, он «явно был врагом плагиата — причем именно как государственный муж, а не только как честный ученый».