В Мексике родился ребенок с генетическим материалом трех родителей

Первый в мире ребенок с генетическим материалом трех родителей, полученным благодаря «веретенообразному ядерному переносу», родился в Мексике, сообщает журнал New Scientist.

Мальчик по имени Абрахим Хасан родился в результате искусственного оплодотворения еще пять месяцев назад. Супруги из Иордании обратились за помощью к эмбриологу Джону Чангу из New Hope Fertility Center в Нью-Йорке из-за редкой генетической болезни, не позволявшей паре родить здорового ребенка.

Синдром Лея — редкое генетическое заболевание матери Абрахима — стал причиной смерти ее первых двух детей. Гены этого заболевания находятся в митохондриях и передаются как часть митохондриальной ДНК, поэтому эмбриологи решили использовать метод митохондриального замещения.

Врачи провели операцию в Мексике, поскольку метод «веретенообразного ядерного переноса», использованный эмбриологами, не получил одобрения в США. Врачи изъяли ядро из яйцеклетки матери и пересадили в яйцеклетку другой женщины, откуда заранее удалили ядро, при сохранении митохондрий и содержащихся в них генов. Затем эмбриологи оплодтворили донорскую яйцеклетку спермой отца и вернули эмбрион обратно в организм матери. Наследственное заболевание матери не передалось ребенку — он получил ядерную ДНК матери и митохондриальную ДНК женщины-донора. Опрошенные журналом New Scientist эксперты назвали операцию революционной.

В феврале 2015 года первой страной, разрешившей процедуру искусственного оплодотворения с использованием ДНК трех родителей, стала Великобритания. В Великобритании одобрена несколько иная технология: при ней оплодотворяются яйцеклетки и матери, и женщины-донора, затем из обеих яйцеклеток извлекаются ядра, и материнское ядро переносится в донорскую яйцеклетку. В июне 2016 года британские специалисты предполагали, что первые дети от трех родителей смогут родиться не раньше конца 2017 года.

Исследования митохондриального замещения проводились и ранее, но эмбрионы постоянно оказывались нежизнеспособны. В последнем крупном эксперименте, проведенном в университете Ньюкасла, эмбрионы получили достаточное развитие, необходимое для беременности. В исследовании, результаты которого были опубликованы 9 июня, приняли участие 64 женщины, пожертвовавшие в общей сложности более 500 яйцеклеток.

Slon.ru отмечает, что первые процедуры зачатия от «трех родителей» с помощью более простого метода ввода цитоплазмы донорской клетки в яйцеклетку матери проводились в США в конце 1990-х-начале 2000-х годов. Известно о рождении как минимум 17 детей с помощью этой технологии, на сегодня две девочки доподлинно здоровы.

Несмотря на то, что митохондрии содержат всего 37 генов, а главная информация — более 23 тысяч генов — заложена в ядре клетки, технология «трех родителей» вызвала неоднозначную реакцию медицинского сообщества. Критики митохондриального замещения считают данный метод неэтичным, поскольку он использует вмешательство в генетический код, что, по мнению противников метода, впоследствии приведет к различным злоупотреблениям, включая зачатие детей с заданными по желанию родителей качествами.

Как следует из  доклада НИУ ВШЭ, представленного весной этого года, россияне не доверяют инновационным медицинским технологиям и боятся трансформации тела с помощью современных инструментов. Граждане РФ одобряют современные достижения технического прогресса, но не готовы принять такие биомедицинские технологии, как генная инженерия, генетическая диагностика или использование стволовых клеток, поскольку тело остается для них сакральным объектом.