Такие дела

«Зона права» предложила подчинить тюремных врачей Минздраву

Правозащитная организация «Зона права» опубликовала доклад «Тюремная медицина», в котором предложила вывести врачей в СИЗО из подчинения ФСИН и переподчинить их Министерству здравоохранения, передает РБК. Это устранит «круговую поруку» и уменьшит смертность в тюрьмах, полагают активисты.

Директор «Зоны права» Сергей Петряков настаивает, что лечением заключенных должны заниматься гражданские врачи, а не медицинские работники исправительной системы. К этому выводу автор пришел после анализа постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), статистики ФСИН, отчетов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), материалов уголовных дел, а также обращений заключенных и их родственников в организацию.

В 2015 году по статистике Генпрокуратуры в изоляторах и колониях скончались 3977 человек. По данным правозащитников, оказание медицинской помощи в местах лишения свободы является самой распространенной причиной жалоб в ЕСПЧ. С 2011 года Россия по решению суда выплатила заключенным более 565 тысяч евро в качестве компенсаций.

«Это только видимая часть айсберга: власти понимают, что по жалобе Европейский суд примет решение не в их пользу, и сами предлагают заявителю компенсацию», — прокомментировал Петряков.

По данным «Зоны права», система ФСИН состоит из 133 больниц, 56 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и девяти — для больных наркоманией. По данным 2013 года, на лекарства для заключенных выделили 1,98 миллиарда рублей, а на закупку медицинского оборудования — 394 миллиона рублей.

Финансирование лекарств оказалось в три раза меньше, чем запрашивало ведомство. Затраты на оборудование также сократили в десять раз от первоначальной заявки ФСИН. Однако правозащитники утверждают, что главная проблема не в недостаточном финансировании, а в отсутствии специалистов.

Выпускники медицинских вузов не готовы занимать вакансии из-за низкого престижа профессии, по этой же причине уходят и квалифицированные специалисты — при том, что зарплата гражданского медика и врача ФСИН практически не отличается. В местах лишения свободы дефицит инфекционистов, неврологов, хирургов, онкологов, стоматологов и гинекологов.

Другая проблема — в отсутствии сотрудничества между органами ФСИН и гражданскими больницами. Как отметил Петряков, данные по контрактам с медучреждениями засекречены. По данным правозащитников, даже в случае договоренностей с больницей, администрация не всегда готова заниматься этапированием пациента.

Правозащитники сообщили, что выше всего смертность в местах лишения свободы от сердечно-сосудистых заболеваний (23,5% умерших), ВИЧ (19,4%), травм или отравлений (16,2%), а также от онкологии (10,9%). Как комментировал в 2015 году начальник управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН Сергей Воробей, с каждым годом число инфицированных ВИЧ в тюрьмах растет. Это осложняет то, что у ВИЧ-зараженных зачастую диагностируют и туберкулез.

Главными причинами высокой смертности называют переполненность камер, недостаток витаминов, проблемы с вентиляцией, а также содержание в одном помещении курящих и некурящих. «Зона права» видит выход в строительстве новых тюрем, однако это требует большого увеличения финансирования ФСИН.

Правозащитники предлагают полностью перевести медицинскую систему ФСИН в подчинение Минздраву и досрочно освобождать тяжело больных. Общественный советник директора ФСИН Анна Каретникова прокомментировала, что это не всегда возможно из-за проблем юридического характера, поскольку «и врачи, и судьи утверждают, что помимо тяжести болезни необходимо обязательно учитывать тяжесть преступления». Сложности могут возникнуть с медициной в отдаленных районах, где колонии являются единственными градообразующими предприятиями.

Пресс-служба ФСИН прокомментировать предложение правозащитников не смогла.

Ранее адвокаты «Зоны права» в суде добились освобождения из колонии ВИЧ-инфицированного заключенного с прогрессирующей опухолью мозга. В мае Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил апелляционную жалобу правозащитников и освободил из колонии онкобольную.

Exit mobile version