МВД и Федеральное агенство по делам национальностей (ФАДН) готовят систему анкетирования для студентов колледжей и вузов, чтобы выявить сочувствующих и склонных к восприятию экстремистских идей, передают «Ведомости» заявление, озвученное на форуме «Российский Кавказ: территория единства».
Предполагается, что тест будут проводить среди студентов первого курса или абитуриентов, подающих документы в вуз, уточнила ведущий консультант управления мониторинга, анализа и прогноза ФАДН Валентина Лаза. Пилотной площадкой для проекта станут столичные вузы, а в случае успешного опыта анкетирование будет распространено на всю Россию.
Проект находится на согласовании с правительством Москвы. Ряд московских вузов уже согласился с предложенной инициативой. Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Махиал Эскиндаров заявил, что они готовы провести такой тест, поскольку считают необходимым поддерживать «все, что идет на пользу борьбе с экстремизмом»: «Мы хотим знать, какие настроения есть среди студентов. Все меры по обеспечению безопасности правильные, — заявил он. — Не думаю, что кто-то будет наказывать студентов за их мысли». Эту же позицию поддержал ректор Московского государственного института культуры Иван Лобанов, отметив также, что необходима тщательно продуманная методология, чтобы «полезное дело не вылилось в отрицательные вещи».
Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов заявил, что к процедуре анкетирования много вопросов: будет ли оно добровольным? кто получит доступ к информации? какие меры применят к студенту, если сочтут, что он потенциальный экстремист? Заведующая отделом социологии молодежи института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Зубок поддержала вопросы к методике анкетирования и использованию результатов. «Беспокойство есть, поскольку этика использования таких данных — большая проблема», — добавила она.
Руководитель центра «Сова» Александр Верховский отметил, что ничего плохого в опросе студентов нет, однако «смущает то, как будет интерпретироваться информация. «Например, человек пишет, что он мусульманин, соблюдает обряды, но к кому-то критически настроен, например к областному муфтию, — тогда могут счесть, что он имеет отношение к андеграундной молодежной структуре, и его возьмут на заметку. А он просто ко всему критически настроен, — привел пример Верховский. — Понятен интерес оперативников, пусть они его удовлетворяют, но не надо путать психологические исследования с оперативной разработкой».
Министерство образования и науки подчеркнуло, что уделяет особое внимание противодействию экстремизма среди молодежи, однако проведение опросов и анкетирование учащихся, по мнению ведомства, разрешено только на добровольной основе.
По данным ИСПИ РАН, потенциальный экстремист — это рабочий на производстве, молодой человек в возрасте от 18 до 23 лет, который получает небольшую зарплату и проживает в пригороде. К этой категории можно отнести и студентов.
Это не первая проверка студентов и преподавателей вуза. В Москве на конгрессе проректоров учебных заведений России сообщили, что в вузах под видом серии научно-просветительских лекций провели оценку протестного потенциала студентов и преподавателей, которую после передали спецструктурам.
Автор серии лекций Никита Данюк заявил, что обнаружил открытую деструктивную пропаганду антигосударственных идей на уровне профессорско-преподавательского состава. Протестный потенциал, по данным исследователя, смещается в регионы.
После, в ноябре, Иркутский государственный университет уволил преподавателя истории после доносов на его «недостаточно патриотичные взгляды».