Студентка ВШЭ нашла сбежавшего брата, проанализировав его страницу во «ВКонтакте»

Высшая школа экономики опубликовала на своем сайте историю студентки, которая нашла сбежавшего из дома брата, применив знания, полученные на курсе «Прикладная математика и информатика».

Студентка, которую пресс-служба вуза называет Л., рассказала, что, когда брат сбежал, написав смс: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти», она решила проанализировать его страницу в социальной сети «ВКонтакте».

«Друзей у него там было слишком много, чтобы проверить каждого. Как посчитали статистики, в среднем у каждого пользователя социальной сети около 150 взаимных подписчиков, в то время как в реальной жизни круг общения в пять раз меньше виртуального. Нужно было искать другой способ. В курсе «Комбинаторика» мы в том числе писали программу обработки, анализа и визуализации сети друзей во ««ВКонтакте. Я решила посмотреть, смогу ли я что-то полезное извлечь из этого анализа, поскольку любая информация приветствовалась», — рассказала девушка.

Она составила визуализацию друзей брата.

Визуализация списка друзей

«Цветами выделены плотные кластеры на графе. Внутри каждого кластера люди больше знакомы между собой и меньше — с участниками других кластеров», — объяснила студентка.

Девушка решила, что анализировать весь граф нет смысла, а поиск по школьным друзьям не дал результата, поэтому обратила внимание на зеленый кластер, в который входили люди, которых она не знала.

Л. проанализировала людей из зеленого сектора по трем показателям влиятельности: по количеству людей, которых знает этот человек, по тому, насколько часто через этого человека проходит информация в сообществе, и насколько быстро она распространится, если сначала попадет к этому человеку. В «рейтинг» студентки попали семь человек.

Личность А — девушка — лидировала по всем показателям. В дальнейшем выяснилось, что она действительно играла важную роль в этой истории, потому что именно она втянула подростка в дурную компанию. Личность Е занимала следующую за А позицию — это означало, что ее связи являются ключевыми в сети, и что важная информация скорее всего будет передаваться именно через этого участника сообщества. Личности F и G появляются только среди людей, через которых проходит информация. Они связывают «зеленую» компанию с компанией из школы, то есть, вполне возможно, что-то знают. Остальные были отметены.

«На этом этапе я наконец решила начать переписку и связалась с личностями А, Е и F. Это было рискованно, но стоило попытаться. Личность F в итоге оказалась бесполезна, хотя во время общения продемонстрировала открыто враждебную позицию. Личность A предпочла меня проигнорировать. Личность E некоторое время утверждала, что ничего не знает, но после, в общем-то, безосновательного, но очень уверенного напора все же признала, что брат находится в безопасности неподалеку. После этого было уже нетрудно опосредованно уговорить его выйти на связь сначала со мной, а потом уже и с родителями», — рассказала студентка.

Все сделанные аналитически выводы позже подтвердились показаниями сбежавшего брата. Подросток до сих пор уверен, что его сестра владеет какой-то математической магией.

Преподаватели департамента анализа данных и искусственного интеллекта поблагодарили студентку за проделанную работу.

«Огромной радостью для педагога является не только успех его учеников, но и применение знаний на практике, особенно в таком важном деле, как спасение жизни ребенка», — сказал научный руководитель Л. и автор курса по комбинаторике Илья Макаров.

Он отметил, что этот пример «заставит многих задуматься о том, сколько личной информации на самом деле хранится в социальных сетях, и как обученные профессионалы могут использовать эти данные для предотвращения подобных случаев».

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: