Высшая школа экономики опубликовала на своем сайте историю студентки, которая нашла сбежавшего из дома брата, применив знания, полученные на курсе «Прикладная математика и информатика».
Студентка, которую пресс-служба вуза называет Л., рассказала, что, когда брат сбежал, написав смс: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти», она решила проанализировать его страницу в социальной сети «ВКонтакте».
«Друзей у него там было слишком много, чтобы проверить каждого. Как посчитали статистики, в среднем у каждого пользователя социальной сети около 150 взаимных подписчиков, в то время как в реальной жизни круг общения в пять раз меньше виртуального. Нужно было искать другой способ. В курсе «Комбинаторика» мы в том числе писали программу обработки, анализа и визуализации сети друзей во ««ВКонтакте. Я решила посмотреть, смогу ли я что-то полезное извлечь из этого анализа, поскольку любая информация приветствовалась», — рассказала девушка.
Она составила визуализацию друзей брата.
«Цветами выделены плотные кластеры на графе. Внутри каждого кластера люди больше знакомы между собой и меньше — с участниками других кластеров», — объяснила студентка.
Девушка решила, что анализировать весь граф нет смысла, а поиск по школьным друзьям не дал результата, поэтому обратила внимание на зеленый кластер, в который входили люди, которых она не знала.
Л. проанализировала людей из зеленого сектора по трем показателям влиятельности: по количеству людей, которых знает этот человек, по тому, насколько часто через этого человека проходит информация в сообществе, и насколько быстро она распространится, если сначала попадет к этому человеку. В «рейтинг» студентки попали семь человек.
Личность А — девушка — лидировала по всем показателям. В дальнейшем выяснилось, что она действительно играла важную роль в этой истории, потому что именно она втянула подростка в дурную компанию. Личность Е занимала следующую за А позицию — это означало, что ее связи являются ключевыми в сети, и что важная информация скорее всего будет передаваться именно через этого участника сообщества. Личности F и G появляются только среди людей, через которых проходит информация. Они связывают «зеленую» компанию с компанией из школы, то есть, вполне возможно, что-то знают. Остальные были отметены.
«На этом этапе я наконец решила начать переписку и связалась с личностями А, Е и F. Это было рискованно, но стоило попытаться. Личность F в итоге оказалась бесполезна, хотя во время общения продемонстрировала открыто враждебную позицию. Личность A предпочла меня проигнорировать. Личность E некоторое время утверждала, что ничего не знает, но после, в общем-то, безосновательного, но очень уверенного напора все же признала, что брат находится в безопасности неподалеку. После этого было уже нетрудно опосредованно уговорить его выйти на связь сначала со мной, а потом уже и с родителями», — рассказала студентка.
Все сделанные аналитически выводы позже подтвердились показаниями сбежавшего брата. Подросток до сих пор уверен, что его сестра владеет какой-то математической магией.
Преподаватели департамента анализа данных и искусственного интеллекта поблагодарили студентку за проделанную работу.
«Огромной радостью для педагога является не только успех его учеников, но и применение знаний на практике, особенно в таком важном деле, как спасение жизни ребенка», — сказал научный руководитель Л. и автор курса по комбинаторике Илья Макаров.
Он отметил, что этот пример «заставит многих задуматься о том, сколько личной информации на самом деле хранится в социальных сетях, и как обученные профессионалы могут использовать эти данные для предотвращения подобных случаев».
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!