В Зеленоборском поселке Мурманской области исправительную колонию №20 переводят в колонию-поселение. Инициативная группа родственников заключенных выступила против перепрофилирования колонии, опасаясь, что их родных переведут в соседнюю колонию в Сегеже, где ранее сообщал о пытках активист Ильдар Дадин, рассказала «Таким делам» мать одного из осужденных Ольга Пашина.
Первые сообщения о перепрофилировании ИК-20 появились еще в 2015 году, когда стало ясно, что на протяжении нескольких лет в колонии, рассчитанной на 1200 человек, содержится только треть от лимита наполнения, а места для сотрудников не укомплектованы. Чтобы снять с федерального бюджета неэффективную нагрузку, исправительную колонию решено было сделать колонией-поселением.
Соответствующий приказ Минюста в декабре 2016 года озвучил глава ФСИН по Мурманской области Евгений Шихов. По его словам, в колонии-поселении будут содержать только 200 человек, четвертую долю которых составят осужденные женщины.
Заключенных ИК-20 переведут в исправительные колонии общего режима в других регионах страны по пункту 2 статьи 73 УИК РФ. Сколько человек будут переведены, в какие регионы и в какие сроки — не разглашается из соображений конфиденциальности и безопасности осужденных, сообщили корреспонденту ТД в пресс-службе областного ФСИН.
Группа родственников заключенных инициировала петицию против закрытия колонии. «Наших сыновей и мужей хотят перевезти в другие колонии. Куда и когда это будет, нам не сообщают! Не дай бог в Сегежу, где регулярно проводятся прокурорские проверки по поводу пыток осужденных!» — говорится в обращении, которое уже подписали 143 человека.
Как рассказала «Таким делам» мать заключенного Ольга Пашина, против перевода родных в колонии в других регионах выступают около 50 человек. Она добавила со ссылкой на источники в колонии, что уже до конца января 17 человек отправят в колонию в Сегежу, в которой ранее содержали Ильдара Дадина.
«Это все держится в большом секрете. Не предупреждают, ничего не говорят. Наших близких оповестят в тот день, когда их будут увозить, и никто знать ничего не будет, — заявила Ольга Пашина, добавив, что опасается повторения пыток, на которые жаловался активист. Она сказала, что группа родственников обратилась в прокуратуру, администрацию и редакцию “Первого канала”. — Никто не дает информации, что в СИЗО погибли два человека только за новогодние праздники. Я не хочу, чтобы мой ребенок погиб!»
По словам Пашиной, претензии к администрации и условиям содержания в мурманской ИК-20 у них нет.
Официального подтверждения этой информации нет — как и данных, что кого-то из заключенных направят именно в Сегежу. По закону, информация о переводе будет доставлена одному из родственников только в течение 10 дней по прибытию заключенного в новую колонию.
В пресс-службе ФСИН по Мурманской области корреспонденту ТД уточнили, что решение по каждому осужденному принимается персонально. Часть заключенных может подать заявление в суд на пересмотр дела и перевод на изменение вида режима с содержания в исправительной колонии на колонию-поселение, чтобы остаться в Зеленоборске. При решении будут учитывать также и то, в каком регионе находятся родственники заключенного, чтобы не препятствовать укреплению социальных связей осужденных.
Поскольку многочисленные комиссии не давали официального подтверждения факта пыток в сегежской колонии, не может быть и запрета на перевод в это учреждение. После жалоб активиста сегежская колония прошла проверку ФСИН, СК, комиссии Совета по правам человека, а также омбудсмена по правам человека Татьяны Москальковой.
«Невозможность на сегодняшний день подтвердить либо опровергнуть показания Дадина, неготовность представить материалы о наложенных взысканиях, рапорта сотрудников, материал о применении в отношении Дадина физической силы, его объяснения по этим поводам, отсутствие видеозаписей свидетельствуют не в пользу администрации ИК-7», — говорилось в заключении СПЧ.
Ранее, в ноябре 2016 года, активист Ильдар Дадин пожаловался, что сотрудники сегежской ИК-7 пытают его, избивают и угрожают убийством. Адвокат Дадина Алексей Липцер отметил, что в середине октября активист начал голодовку, после того как его поместили в штрафной изолятор за обращение к сотрудникам ФСИН на «ты». После этого ФСИН приняла решение перевести осужденного в другую колонию.
Около месяца местонахождение Дадина было неизвестно. 8 января стало известно, что заключенного этапировали в исправительную колонию Алтайского края.