В Москве треть закупок департамента здравоохранения приходится на компании, связанные с заместителем мэра города Леонидом Печатниковым, заявили «Ведомости» по итогам закупочной документации. Ранее уволенный главврач больницы № 62 обвинил департамент в закупке лекарств по завышенным ценам.
По данным госзакупок, в 2016 году департамент здравоохранения Москвы (ДЗМ) совместно с агентством по закупкам ДЗМ разместил заказы на 54,79 миллионов рублей. По подсчетам издания, почти треть всех закупок (27%) пришлась на компании, связанные с основателями, менеджерами и партнерами Европейского медицинского центра (EMC), где до перехода на пост заммэра Москвы работал главным врачом Леонид Печатников.
Речь идет о компаниях «Фармадис», «Тагор», «Эзра» и «Аквиста», уточняют «Ведомости». Общая сумма выигранных ими аукционов составила 14,7 миллиардов рублей. Их ближайшие конкуренты, компании «Фармстандарт» и «Р-фарм» получили контрактов на сумму, почти в два раза меньшую — по 8,9 и 7,4 миллиардов соответственно.
По заключению издания, зачастую аукционы выигрывают их единственные участники и получают контракт по максимальной цене. Так произошло на 26 крупнейших аукционах агентства по закупкам на сумму выше 200 миллионов рублей.
В редких случаях, когда в торгах принимали участие несколько компаний, стоимость препаратов падала в разы. На декабрьском аукционе на поставку противораковых препаратов трастузумаб и бевацизумаб из-за конкуренции компания «Биокад-фарм» снизила цены на лекарства в два и в три раза. Упаковка трастузумаба обошлась департаменту в 34 712 рублей вместо 71 364 рублей.
Совладелец ЕМВ Игорь Шилов заявил изданию, что в 2011-2012 года он с другими акционерами «откликнулись на призыв тогдашнего министра здравоохранения Москвы Леонида Михайловича Печатникова помочь разрушить сложившуюся коррупционную систему закупок томографов и другой тяжелой медицинской техники, при которой цена оборудования, поставляемого для госнужд, была в два, а то и в три раза выше, чем закупал ЕМС для оснащения своих госпиталей». Он заявил, что благодаря антимонопольному ведомству и правоохранительным органам государство стало закупать медтехнику за реально рыночные цены.
После Шилов отказался от работы в бизнесе госзакупок, продав все компании топ-менеджерам: «Все время возникали дополнительные издержки: помещения городских больниц под монтаж медицинской техники готовились иногда с 12-месячным опозданием, департамент вовремя не платил, были колебания валюты, возникали затраты по хранению оборудования», — объяснил он.
Ранее, в декабре 2016 года, главный врач московской онкологической больницы № 62 Анатолий Махсон раскритиковал городской департамент за решение лишить больницу автономного статуса и права самостоятельно закупать лекарства. По словам Махсона, больница закупала лекарства в разы дешевле, чем департамент. Это подтвердила аналитическая компания Headway: по ее подсчетам, больница в 10 случаях из 13 закупала аналогичные онкологические препараты по ценам от 13 до 80% дешевле, чем департамент.
Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников в ответ заявил, что больница покупала препараты на истечении срока годности, а производители поставляли ей лекарства по «благотворительной цене».
Махсон был уволен, но потребовал ФСБ проверить закупки мэрии Москвы. Как объяснил Махсон, непрозрачная система закупок приводит к повышению цен, перебоям в поставке лекарств и нехватке препаратов.
В июне 2016 года стало известно, что в Москве онкобольные уже больше двух месяцев не получают необходимых лекарственных препаратов. Депздрав Москвы тогда объяснил перебои проблемами с поставщиками: иногда проведение конкурентных процедур не приводит к заключению контракта, и из-за необходимости проведения повторных торгов поставки лекарств затягиваются.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!