Российские ученые смогли диагностировать туберкулез по дыханию человека

Российским биологам удалось разработать метод диагностики туберкулеза и других заболеваний, для которого используется анализ выдыхаемого воздуха. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на  статью, опубликованную в Journal of Breath Research.

В ходе исследования биологи брали на анализ капельки легочной жидкости молодых и пожилых добровольцев вместе с образцами выдыхаемого воздуха. Новая методика позволяет обнаружить признаки многих тяжелых заболеваний, в том числе туберкулеза, на самой ранней стадии.

Ученые использовали гипотезу о том, что следы туберкулеза могут сохраняться в микрокаплях жидкостей, которые легкие человека выделяют во время дыхания. Состав этой жидкости может показать, болен ли пациент туберкулезом. Однако по словам биологов, главной проблемой этого метода диагностики являлись сверхмалые размеры микрокапель (до 50 нанометров).

Для решения этой проблемы биологи из Пущина создали прибор, который вылавливает отдельные капли из воздуха, используя силу электростатического притяжения. Этот гаджет состоит из набора трубок, через которые движется воздух, и двух электродов, образующих небольшие разряды тока под воздействием высокого напряжения.

Предложенный метод позволяет извлечь большую часть капель из выдыхаемого воздуха и изучить структуру молекул при помощи атомно-силового микроскопа.

«Мы впервые сумели собрать и проанализировать отдельные высохшие остатки выдыхаемых микрокапель легочной жидкости, определили их размеры, установили соотношение липидов и водорастворимых метаболитов в них. Но по большому счету — это подготовительная работа для следующего шага: анализа биомаркеров в отдельных микрокаплях, чем мы сейчас активно занимаемся», — рассказал ученый из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущине Владимир Морозов.

По словам биологов, туберкулез все еще считается одной из самых опасных болезней в мире. Чаще всего медикам не удается диагностировать заболевание вовремя, поэтому даже самые эффективные методы лечения не дают необходимых результатов.