Биологи создали первый в мире прототип «искусственной матки» для вынашивания зародышей

Американские биологи и инженеры разработали первый в мире прототип системы поддержания жизни для недоношенных детей и зародышей животных. Как передает РИА Новости со ссылкой на журнал Nature Communications, в ходе эксперимента недоношенные ягнята почти месяц нормально развивались в «искусственной матке».

Ученый из Исследовательского института Филадельфии Алан Флейк заверил, что уникальная технология может спасти жизни чрезвычайно недоношенных младенцев. Эта система станет связующим звеном между утробой матери и внешним миром.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире раньше срока рождается около 15 миллионов детей. В основном, это младенцы, появившиеся на свет чрезвычайно рано — на 24-25 неделе беременности. Почти миллион из них умирает от осложнений, инфекций и отсутствия специального ухода. Главная причина — незавершенное развитие многих органов, особенно легких и сердечно-сосудистой системы.

Для того, чтобы зародыш продолжил развитие в нормальной для него среде, ученые создали для него «искусственную матку». Емкость заполнена специальной жидкостью, есть система вывода продуктов жизнедеятельности и токсинов из растущего организма, множество датчиков, следящих за пульсом, давлением, активностью мозга. Важным достижением стало то, что ученым удалось создать необычную систему прокачки крови через пуповинную артерию — подобную той, которая работает в плаценте матери. В системе нет механических элементов, которые могли бы вызвать резкие выбросы крови и убить слабое сердце зародыша.

Свою разработку биологи протестировали на недоразвитых ягнятах, которые провели в утробе матери только две трети срока. В «искусственной матке» зародыши нормально развивались почти месяц — это значительно дольше по сравнению с разработками других ученых. У ягнят укреплялись внутренние органы, росла шерсть, они начали проявлять признаки повышенной мозговой активности.

1493099150
Как отметил Алан Флейк, «матку» можно адаптировать к поддержанию жизни младенцев, которых ранее не могли спасти. Эта система в будущем позволит сохранить сотни тысяч жизней. Ученый подчеркнул, что разработка не преследует цель вырастить человека из эмбриона. По его словам, даже в далекой перспективе не появится технология, позволяющая это сделать. «Я был бы очень обеспокоен, если бы кто-то попытался использовать наши разработки для подобных целей»,— заявил он.