В Москве прошла образовательная конференция некоммерческих организаций «ДОБРО 2017». В этом году конференция проводилась в третий раз и собрала более 150 НКО из 30 субъектов РФ. Организаторы мероприятия — проект «Добро Mail.Ru», компании «Мегафон» и «Металлоинвест». «Такие дела» собрали пять фактов с конференции.
Система распределения президентских грантов выстроена заново с нуля
В этом году система распределения президентских грантов полностью переосмыслена и обновлена. Вместо нескольких операторов распределением займется один фонд, гранты будут выдавать в два, а не в четыре этапа. Зарегистрировались на новом ресурсе уже более семи с половиной тысяч организаций, но заявки подали только 520, из них обработаны 300. Первый конкурс продлится 45 дней, с 17 апреля по 31 мая. Доработать заявку после закрытия уже нельзя. Одна из важнейших рекомендаций — четкий и реалистичный, не завышенный бюджет. Ограничений по нему нет, если организация работает дольше года. Корректное составление заявки очень важно, но привлекать посредников для этого крайне не рекомендуется. Со следующего года оператор начнет учитывать опыт первого распределения грантов. Будет составлена общая база данных, учитывающая слабые и сильные стороны уже участвовавших организаций.
Кибербезопасностью пренебрегать нельзя
Основная угроза некоммерческим организациям со стороны кибермошенников — злоупотребление брендом, считает директор по работе с частными клиентами компании Group-IB Руслан Юсуфов. Основные меры предосторожности простые — своевременное обновление программного обеспечения, надежное интернет-подключение, аудит IT-инфраструктуры, сложные пароли и двухфакторная идентификация, с привязанным номером телефона. Если обнаружена поддельная страница с просьбой о помощи — необходимо срочно обратиться к специалистам, сейчас существуют инструменты оперативной досудебной блокировки мошенников. В числе других опасностей — взлом личных данных доноров, программы-вымогатели (такие, как нашумевший WannaCry) и кража финансов.
Благотворительные магазины — одна из эффективных моделей социального предпринимательства
Горожане жертвуют магазину одежду, а вырученные от продажи деньги идут на благотворительность. Прибыль московского магазина Charity Shop составляет около шести миллионов в год и окупает около 70% расходов фонда. Порванная и утратившая внешний вид одежда идет на переработку. За полгода из 20 тонн текстильных отходов было сделано 175 тысяч тряпок для мойки пола. Этого, например, хватит на уборку одной школы в течение 66 лет.
НКО необходимо активно привлекать к решению социальных задач
Некоммерческие организации могут оказывать услуги в социальной сфере, где государство не справляется. Основная проблема состоит в том, что государство хочет получать от НКО только стандартизированные услуги из ведомственных перечней. Благотворительные организации часто оказывают инновационные и комплексные услуги: реабилитация несовершеннолетних правонарушителей, содействие дневной занятости людей с инвалидностью, сопровождение семей в тяжелой жизненной ситуации и т.д. Не существует регламента получения услуг, и нет общей системы информации для получателей и поставщиков услуг. Одна из важных задач для некоммерческого сектора на ближайшее время — ввести единые экономически обоснованные тарифы на социальные услуги как для государственных, так и для негосударственных поставщиков.
Экспертное посредничество при адресной поддержке нуждающихся необходимо
Поддержка спонсоров, оказанная некомпетентно, может принести больше вреда, чем пользы, считает директор фонда «Подари Жизнь» Екатерина Чистякова. Например, благотворитель оплачивает два блока химиотерапии больного ребенка из необходимых шести. Тем самым он делает только хуже — ребенку приходится срочно искать деньги на следующие блоки, а в лечении онкологических заболеваний очень важно соблюдать график, не прерывая курс и не затягивая сроков. Деньги не просто потрачены впустую, такая помощь может даже серьезно навредить.
В первой образовательной конференции «ДОБРО 2015» приняли участие 135 представителей благотворительных фондов и НКО и 60 представителей компаний из 50 городов России. Вторую конференцию в 2016 году посетили 140 представителей НКО, 32 эксперта и 120 представителей бизнеса.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!