Фонд «Общественный вердикт» запустил проект «Жизнь после пыток». Об этом ТД сообщили в пресс-службе организации.
«Общественный вердикт» занимается защитой прав россиян, переживших произвольные задержания, избиения и пытки сотрудников правоохранительных органов. «Жизнь после пыток» — это попытка привлечь внимание общества к историям обычных людей, пострадавших от произвола правоохранительных органов.
На сайте проекта размещены несколько реальных историй, рассказанные самими подопечными фонда. Среди них история Марины Рузаевой, которая пережила избиения и пытки электрошокером в отделении полиции и решила добиться справедливости. Сотрудники правоохранительных органов попросили Рузаевой помощи в раскрытии одного из преступлений, и она согласилась посмотреть фото подозреваемых.
Уже в участке, после входа в кабинет ее попросили снять сапоги, после чего пристегнули наручниками к скамейке и надели на голову непрозрачный пакет. Более пяти часов трое сотрудников усольской полиции избивали 35-летнюю женщину, в том числе электрошокером, били по голове до потери сознания. Правоохранители требовали признаний в убийстве соседа.
Рузаевой потребовалось больше года, чтобы вернуться к более или менее нормальной жизни: разговаривать с детьми, пережить депрессию, бессонницу, начать выходить на улицу, справиться с сильным заиканием. Муж Марины Павел после случившегося стал активным участником местного правозащитного движения, вошел в Общественную наблюдательную комиссию по Иркутской области и организовал группу в соцсетях, где отвечает на вопросы людей, которые, как и его жена, столкнулись с незаконным насилием.
«Граждане уязвимы, когда вынужденно сталкиваются с правоохранительными органами, а те не ограничивают себя нормами закона. Мы помогаем людям пережить произошедшее и вернуться к нормальной жизни, вместе с ними добиваемся справедливости. Каждое дело, доведенное до суда, — акт гражданского контроля за правоохранителями, а следовательно, шаг в сторону реформ и воплощения принципов соблюдения прав человека», — рассказали в пресс-службе организации.
По словам представителя фонда «Общественный вердикт» Инги Пагава, главная проблема не в нестандартности и сложнодоказуемости.
«Дела-то как раз довольно типичные, в практике ЕСПЧ их даже называют клонами, и мы сами неоднократно говорили и говорим, что многие дела как близнецы, только регионы меняются. И с доказуемостью тоже не все так уж и сложно, особенно, если дело свежее. Основная проблема — нежелание такие дела расследовать или имитация расследования. Именно из-за этого на работу по делам уходят месяца и годы. Чтобы заставить следствие расследовать нормально мы предпринимаем разнообразные юридические действия и техники — обжалуем отказы в возбуждении уголовного дела, направляем ходатайства по проведению разных процессуальных действий, обжалуем бездействие или действия следователей, если считаем их идущими в разрез с пользой для расследования, подаем иски о компенсации за неэффективное расследование и многое другое», — объяснила представитель организации.
В мае 2017 года фонд«Общественный вердикт» и социологи Методической лаборатории проводили телефонный опрос, посвященный насилию со стороны правоохранительных органов и сотрудников психиатрических больниц. Согласно результатам исследования, три четверти россиян считают пытки приемлемыми.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!