В Нижнем Новгороде мужчину, обвиняемого в покушении на убийство местного бизнесмена, похитили и пытали полицейские, сообщает «Комитет по предотвращению пыток». Ему удалось добиться возбуждения уголовного дела только спустя тринадцать лет.
По словам Александра Новоселова, в 2004 году милиционеры похитили его, отвезли в лес и под пытками заставили признаться в покушении на бизнесмена Олега Сорокина.
«Человек в камуфляже даже засунул ему в рот дуло пистолета, разбив при этом ему губу. Александр продолжал говорить, что ничего не знает, после чего ему на голову надели пакет и стали душить», — рассказали в «Комитете по предотвращению пыток».
При избиении, как указывает Александр Новоселов, присутствовал мужчина, похожий на бизнесмена Сорокина. Он предложил отрубить ему ногу топором, и, испугавшись, Новоселов написал явку с повинной. После избиения у похищенного было сотрясение головного мозга, ушиб правой почки и множественные ушибы.
Новоселов пожаловался в прокуратуру, но там отказались возбуждать уголовное дело, заявив, что это был «оперативный эксперимент» сотрудников МВД, в котором участвовал не бизнесмен, а «сотрудник, загримированный под внешность Сорокина».
«Комитет по предотвращению пыток» в 2005 году подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Страсбургские судьи вынесли постановление только в 2013 году, признав пытками действия полицейских и назвав расследование прокуратуры «формалистским» и «поверхностным». После этого Верховный суд по решению ЕСПЧ постановил возобновить производство по жалобе Новоселова. Следственный комитет шестнадцать раз отказывал в возбуждении уголовного дела, решения позже отменяли как незаконные.
Только в августе 2017 года, спустя тринадцать лет после жалобы, следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по статьям 126 УК РФ (похищение человека группой лиц по предварительному сговору) и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия).
Фигурантами дела стали Евгений Воронин, занимавший тогда пост начальника отдела по раскрытию серийных и заказных убийств, и Роман Маркеев, бывший в то время старшим оперуполномоченным этого отдела. Эксперт ФСБ также подтвердил, что на записи оперативного эксперимента был записан голос самого бизнесмена Олега Сорокина.
«К сожалению, виновные в пытках уже не понесут наказания, так как истек срок привлечения их к ответственности, — прокомментировал юрист “Комитета по предотвращению пыток” Сергей Бабинец, представляющий интересы Новоселова. — Но по эпизоду с похищением у следствия есть все шансы довести дело до суда».
Юрист Новоселова готовит ходатайства о следственных действиях.