Инициативная группа из пяти женщин обратилась к уполномоченному по правам человека в Свердловской области и попросила защитить права на образование детей, родители которых отказались проверять их на туберкулез.
9 августа группа из пяти женщин обратилась в приемную свердловского омбудсмена Татьяны Мерзляковой — они попросили вмешаться в ситуацию, когда детям без прививок и анализов на туберкулез запрещают посещать сад и школу, сообщает портал Е1.ru. Инициативная группа оформила свое обращение письменно.
По словам авторов, своего пика проблема достигла в декабре 2016 — феврале 2017 года, когда в Свердловской области была объявлена эпидемия кори. Постановлением Роспотребназдора был запрещен доступ в детские сады около 5 тысячам детей, в чьих медкартах не нашли данных о прививках или тестах на туберкулез.
После жалобы в прокуратуру и в аппарат омбудсмена постановление отменили, но обратно в садики без справки от фтизиатра детей принимать отказались. Справку же можно получить, только сделав реакцию Манту или Диаскинтест (оба способа предполагают введение в организм определенных веществ). Пожаловавшиеся женщины указывают, что имеют право отказываться от любого медицинского вмешательства в организмы своих детей.
«В случае если родители воспользовались своим законным правом и в надлежащей форме отказались от противотуберкулезной помощи своему ребенку, медицинскими работниками выдается направление в противотуберкулезный диспансер на прием к фтизиатру. Причем такие направления выдаются детям при отсутствии клинических признаков заболевания туберкулезом. В направительном диагнозе указывается “отказ от вакцинации”, “посещение дошкольного учреждения” и тому подобные формулировки, не являющиеся законными, поскольку сам по себе отказ от реакции Манту, Диаскинтеста не может являться основанием подозревать у ребенка заболевание туберкулезом без симптоматики самого заболевания, которая хорошо известна медицинским работникам», — пишут авторы обращения.
Женщины требуют, чтобы детям, у которых нет симптомов туберкулеза, не запрещали доступ в садики и школы. Они также требуют, чтобы омбудсмен направила в департамент образования Екатеринбурга письмо с разъяснениями о правильном толковании СанПиН.
В декабре 2016 года уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова предложила заменить пробы Манту другими видами диагностики туберкулеза у детей. Омбудсмен рассказала, что к ней обращается очень много обеспокоенных родителей, чьих детей не допускают до занятий из-за отсутствия Манту.
«На мой взгляд, если родители по разным причинам отказываются делать ребенку пробу Манту, необходимо предусмотреть возможность проведения других исследований и закрепить ее нормативными документами», — объяснила Кузнецова.
В 2016 году для диагностики туберкулеза ВОЗ рекомендовала экспресс-тест Xpert MTB/RIF®, который помогает диагностировать болезнь у детей, молекулярный экспресс-тест, а также три вида тестов для устойчивости к противотуберкулезным средствам первой и второй линии.
В марте 2017 года в России составили социальный портрет больного туберкулезом. Им чаще всего заражаются молодые люди 24—35 лет, которые мало спят, плохо питаются и перерабатывают, рассказала главный внештатный фтизиатр Минздрава РФ Ирина Васильева. Она также подчеркнула: представление о том, что туберкулезом болеют только социально неблагополучные люди неправильное, заразиться может кто угодно.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!