На западе Москвы во время реконструкции снесли последний в столице малый вокзал эпохи сталинского ампира. Здание рассматривали как памятник культурного наследия, рассказал «Таким делам» координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
Малый вокзал «Рабочий поселок» был построен в стиле сталинский ампир. Здание вокзала было «въездными воротами» в город Кунцево и входило в единый архитектурный ансамбль с домами района, которые прозвали «Страной Лимонией» из-за их насыщенного желтого цвета.
Малый вокзал стал прототипом для сотен остановочных павильонов по всей России, отличаясь от них только своей детализацией — лепными наличниками, фронтонами с лепниной и небольшими полуколоннами. Второго такого в Москве нет, подчеркнул Юрий Егоров.
В июле стало известно, что здание собираются снести в ходе реконструкции. Архнадзор направил заявку в Мосгорнаследие, в котором рассказал об исторической важности этого здания и попросил включить его в число объектов культурного наследия.
Движение получило официальное письмо от 24 июля, в котором говорилось, что решение об исторической ценности будет принято в течение 90 рабочих дней.
«По идее, за все это время со зданием не должно было ничего происходить, — подчеркнул Егоров. — К примеру, аналогичный орган охраны памятников Московской области просто посылает уведомление, что была подана заявка, и просьба ничего не делать со зданием».
16 августа стало известно, что здание вокзала разрушено. Пресс-служба РЖД и Мосгорнаследия не смогли оперативно прокомментировать, была ли просьба остановить строительные работы на время экспертизы. Ответа об отказе в признании исторической ценности вокзала пока не поступало, отметил Егоров.
«Может быть — не могу ни подтвердить, ни опровергнуть — новость ускорила процесс сноса, такое тоже бывает. Собственник не хочет связываться со зданием и, не дожидаясь действий от органа охраны памятников, сносит его. Нет здания — нет проблем», — предположил координатор движения.
«Здание, конечно, уже не вернуть. Но наши люди успели снять обмеры, есть фиксации, есть обмерные чертежи, и если вдруг у РЖД возникнет желание восстановить этот вокзал в первоначальном виде в другом месте, то мы предоставим им все эти документы и данные», — добавил Юрий Егоров.
В 2012 году в ходе реконструкции снесли последний «дачный» вокзал в России — пригородный деревянный вокзал Белорусского направления Московской железной дороги.
UPD: Пресс-служба РЖД в ответ на запрос «Таких дел» сообщила, что в соответствии с информацией, поступившей от департамента культурного наследия города Москвы, на участке, где проводятся строительные работы, отсутствуют объекты культурного наследия.
