Такие дела

Эксперты: отсрочка лишения свободы для наркозависимых — это шаг к декриминализации наркопотребления

Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому осужденные наркозависимые смогут получить отсрочку лишения свободы.

Новая инициатива разрешит судам отложить исполнение наказания до тех пор, пока осужденный не закончит лечение, медицинскую и социальную реабилитацию. Максимально возможная отсрочка составит пять лет, воспользоваться ей смогут только те, кто был осужден впервые и добровольно согласился на лечение. Нововведение затронет только уголовные статьи, связанные с незаконным производством, хранением и перевозкой наркотических веществ без цели сбыта.

Новый законопроект — это шаг к декриминализации наркопотребления, считает директор и основатель Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан Тимур Исламов.

Тимур Исламов
директор Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан

Конечно, это беспрецедентный законопроект. Впервые в той сфере, где в нашей стране только принято карать, явно применяется гуманный подход. Людей хотят не просто наказать, а реально помочь. Конечно, для тех, кто страдает от наркозависимости, и тех, кто им помогает, это хороший сигнал и большие надежды на реальные изменения наркополитики в России в целом. Считаю, что это шаг к декриминализации. И это хорошо. Очень вероятно, что после отсрочки лишение свободы будет заменено какой-то другой формой наказания.

Возможно, будут какие то подводные камни в части того, куда и как будут направляться на лечение эти люди, что все-таки будет с наркоучетом у нас в стране. Сможет ли человек поехать на реабилитиацию в религиозную организацию, частный платный центр или же это должна быть обязательно госклиника? А если только государственное учреждение, то где их столько взять — ведь речь идет об огромном количестве человек.

В любом случае, во всех развитых странах больных людей не сажают в тюрьму, это сто процентов. Раньше 228 статья УК РФ носила менее карательный характер, сейчас она позволяет наркопотребителей представлять как наркоторговцев. Практически с любым количеством вещества есть большие шансы при первом же задержании попасть в тюрьму на несколько лет. Все это привело к тому, что объективно сейчас у нас тюрьмы переполнены именно наркозависимыми людьми, попавшими под карательные меры. Если действительно их перестанут сажать, то это принесет большой риск для всей уголовной системы. Для полиции сейчас наркоманы — сладкая наживка для выполнения показателей по профилактике правонарушений, а в колониях просто не понадобится столько места, если этих людей будут не отправлять за решетку, а лечить.

Ранее специалисты Минздрава подготовили поправки, предлагающие законодательно урегулировать вопрос постановки диагноза «наркомания» и связанную с этим процедуру медосвидетельствования наркопотребителей. По мнению Алексея Лахова, замдиректора по внешним связям некоммерческого партнерства «Е.В.А.», помогающего женщинам с ВИЧ, туберкулезом, наркозависимостью и гепатитами, главный недостаток одобренного законопроекта — отсутствие четкого понимания, как именно осужденные будут направляться на лечение.

Алексей Лахов
замдиректора по внешним связям Н.П. «Е.В.А.»

Главный вопрос — как именно будет происходить направление людей на лечение и реабилитацию. В свое время этот вопрос курировала ФСКН, но после ее упразднения вопрос, кто будет заниматься наркозависимыми, их реабилитацией и ресоциализацией, подвис в воздухе. Минздраву таких полномочий не давали открыто, а МВД не хочет. В некоторых регионах действует система сертификации, когда наркопотребитель получает от местной власти сертификат на реабилитацию в реабилитационном центре, прошедшем проверку, и по суду некоторых направляют именно так. Такой вариант только в плюс для НКО, работающих как реабилитационные центры и реализующих профилактические программы. Особенно если начнут выделять на это больше субсидий и грантов, а процедура их распределения на местах будет прозрачной.

В целом законопроект очень здравый. Хотя бы с той точки зрения, что позволит разгрузить тюремную систему, где, согласно последней статистике, почти треть заключенных осуждены именно за преступления, связанные с наркотиками. Как правило, это не крупные наркоторговцы, а обычные уличные потребители.

 

Exit mobile version