В московской школе № 2120 педагогов обязали следить за своими учениками в социальных сетях. Копия приказа оказалась в распоряжении «Таких дел». Мы поговорили с учителями и социологами о том, правильно ли устраивать тотальную слежку за детьми и чем это грозит для педагогов и школьников.
Дмитрий Быков, преподаватель литературы, публицист
«Если честно, то ничего криминального в том, чтобы следить за деятельностью учащегося в соцсети, я не вижу. Просто это должно осуществляться не в приказном порядке. А так, на сугубо добровольных основаниях, руководителю было бы невредно смотреть, что дети пишут в «Фейсбуке» и во «ВКонтакте», просто он будет лучше знать их интересы. Иной вопрос, что никто не имеет права его обязать это делать и заставить доносить об этих действиях.
Я лично об этом [приказе] ничего не знаю, мы не получали пока такой приказ в «Золотом сечении» [частная школа]».
Ирина Боганцева, директор Европейской гимназии
«Уверена, что со школьниками необходимо общаться лично, хорошо, чтобы они доверяли педагогу. В соцсетях учителю также важно быть, поскольку ребята там буквально живут. Но здесь важно именно по-честному общаться с учеником, а не подслушивать, подглядывать с фейковых страниц. У меня в друзьях в Facebook есть ученики нашей школы – я что-то комментирую, подкалываю, советую. Они могут принять мой комментарий, поставить лайк или проигнорировать его. Я никогда не предлагаю дружбу школьникам, более того, я иногда не отвечаю на предложение дружбы, поскольку с некоторыми не нужно сокращать дистанцию.
Не думаю, что это правильно – смотреть за тем, что делает школьник в соцсети, поскольку это построено на обмане. Таким образом педагог расписывается, что не заслужил доверия. Страшно, если учитель «прикинется» другом, а потом вскроется правда и ребенок окончательно потеряет доверие к миру».
Александра Архипова, антрополог, участник исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора РАНХиГС»
«Как правило, такое давление и манипулирование порождает страх и противодействие. Учитель одной из школ Подмосковья сказала своему пятому классу, что есть такая страшная группа «Синий кит», предупредила детей о кураторах, которые вовлекают в «группы смерти». Что сделал класс? Все бросились искать их через хештег #ищукуратора. Некоторые школьники стали говорить о том, что группу «Синий кит» придумали взрослые, чтобы запретить интернет. Был случай, когда выяснилось, что дети массово вступили в эту группу назло — потому что поссорились с учительницей и решили отомстить, зная, что к этому вопросу большое внимание у правоохранителей. Педагог получила выговор.
Другой пример: к ученикам седьмого класса школы в другом регионе пришел инспектор по делам несовершеннолетних и сказал, что опасно ходить на митинги Навального и смотреть его ролики. Школьники, придя домой, радостно бросились гуглить, кто такой Навальный, и смотреть видео с ним. Итогом стало то, что кто-то из детей вскрыл почетную доску с именами лучших учеников и вместо портрета одноклассника с грамотой вклеил фото Навального. Результат в обоих случаях был абсолютно противоположным ожиданиям: дети стали активно изучать, кого им запрещают».