Такие дела

Вне закона: фрилансеры о статусе самозанятых, трудовых буднях и патентах

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предложил присваивать самозанятым гражданам статус индивидуального предпринимателя по патентной системе за 10 тысяч рублей в год. В пакете предложений бизнес-омбудсмена говорится, что самозанятые получат статус индивидуального предпринимателя (ИП) без права найма другого персонала. При этом они будут выведены из-под законодательства о контроле и надзоре, смогут работать без кассовых аппаратов и других отчетных средств, а также освободятся от необходимости сдавать налоговую отчетность.

Такие меры могут быть распространены на 45 видов деятельности, среди которых: пошив швейных изделий, разносная торговля, ремонт домов, парикмахерские и косметические услуги, ремонт бытовой техники, а также услуги дизайнеров и поваров на дому.

«Такие дела» опросили самозанятых, фрилансеров и индивидуальных предпринимателей об их отношении к патентной системе, будущем налоговой системы и зарплатах в конверте.


Наталья Смагина, репетитор по английскому языку, переводчик:

Репетиторство в России — это такая побочная занятость для очень большого количества специалистов, которым не хватает зарплаты на их основном месте работы. Мой первый репетитор по английскому — археолог, замечательная женщина, которая выучила английский, финский и шведский самостоятельно.

Насколько я понимаю, проводить уроки в России на дому и брать за это деньги — незаконно, как минимум с точки зрения выплаты налогов. Но это все легко можно уладить, потому что деньги, которые ты отдаешь за урок, ты можешь отдавать/принимать в дар. И это нельзя обложить налогом.

 Заплатила налога полторы копейки, а Ходила в налоговую как на работу

Я, как порядочный человек, некоторое время назад зарегистрировала ИП с прописанной преподавательской деятельностью. Закончилось все тем, что я это ИП аннулировала, заплатила налога полторы копейки, а ходила в отделение налоговой как на работу — это только усложнило мне жизнь.

Поскольку для многих репетиторство — побочная занятость, которой занимаются в свободное время, я думаю, что людям будет просто не интересно ввязываться во всю эту историю, в том числе из-за бюрократической волокиты. Мое заявление о переходе с ЕНВД на УСН потеряли в Едином центре документов, а я потом год пыталась решить эту проблему. А еще — зарплаты учителей и репетиторов зачастую очень маленькие, поэтому даже эти 10 тысяч рублей будут говорить против этого нововведения.

Марина Аглиуллина, работала редактором в «Афиша.Daily» и «Time Out Москва», сейчас журналист и переводчик на фрилансе:

С одной стороны, мне бы хотелось, чтобы фрилансеры, они же самозанятые граждане, имели возможность получить такое вот упрощенное ИП. Возможность отстаивать свои интересы в суде и делать себе справки для виз — довольно важные вещи и для меня, и для моих знакомых фрилансеров. Хорошо, если эта инициатива все это позволит. Такие права помогли бы людям меньше переживать о том, что у них нет официального трудоустройства, и сосредоточиться на своей работе. С другой стороны, сейчас даже многие официально устроенные граждане получают серую зарплату, потому что работодатели просто не могут позволить себе платить полностью белые зарплаты из-за плохой экономической ситуации в стране, так что я совсем не уверена, что идея господина Титова подстегнет всех заключать договоры с фрилансерами, ведь тогда их работа будет обходиться дороже.

В целом же, я совершенно не испытываю энтузиазма по поводу этой инициативы. Во-первых, во мне живет стойкая уверенность, что деньги от патентов просто разворуют чиновники. Все или только часть— не важно. Во-вторых, что толку копить стаж, если в нашей стране лучше стремиться заработать себе на старость самому, чем рассчитывать на пенсию от государства. В-третьих, у меня есть смутное чувство, что все, до чего доходят регулирующие руки нашего государства, становится только хуже.

во мне живет стойкая уверенность, что деньги от патентов просто разворуют чиновники

В общем, в этой инициативе я вижу для себя очень мало интересного, ведь на старость я буду копить сама, для работы выбираю надежных партнеров и по рекомендации, самой мне реклама не нужна, а если бы была нужна, сделала бы ее себе и без патента.

Егор, видеограф, фотограф:

Весь последний год я работаю через одного дяденьку, у которого есть юридическое лицо и за 12% он мне обналичивает заказы, которые я делаю для крупных заказчиков. К осени у меня сформировался уже пакет документов такого размера, что он мне сам задал вопрос, не хочу ли я свое ИП открывать. И, соответственно, пора. Если будут, наконец-то, вводить какие-то поправки в законодательство о самозанятых гражданах, то я только за, потому что в последнее время вся эта юридическая часть становится все более востребованной.

Сейчас многие хотят работать по-белому. Одно дело, когда ты снимаешь детские утренники. Совсем другое, когда ты выходишь на крупных заказчиков — им нужно всегда понимать, какому индивидуальному предпринимателю они выплатили деньги, за какой объем работы, на основании какого договора и приложения к нему. А обычное ИП — это большие выплаты и много бумажной волокиты.

обычное ИП — это большие выплаты и много бумажной волокиты

Петр, строитель, монтажник:

Тут такая история, что для работы с физическими лицами особо документы никакие не нужны — работа выполняется с авансом и выплатой по факту, поэтому кинуть никто не может, реклама — в социальных сетях и профильных сервисах, не требуется никаких юридических документов. Пенсионные отчисления? Хорошо, а если я решу все-таки купить этот патент, а в итоге через пять лет окажется, что стоимость ежегодных выплат вырастет до 50 тысяч рублей? Или минимальная стоимость будет только для тех, у кого доход не превышает определенного (очень небольшого) порога, и государство не будет этот показатель увеличивать, тогда как в стране инфляция, цены на все растут (с ними и обороты, так или иначе). Тогда мы естественным путем придем к тому, что будем платить слишком большую цену за призрачное благополучие.

Алена Владимирская
основательница рекрутингового агентства Pruffi

Предложение Титова не ново и ходит по правительству уже довольно давно. И это не изменит совсем ничего в такой ситуации: люди не верят государству, не верят в то, что оно может дать что-то позитивное, что через несколько лет налоговая система резко не изменится, что им не придется очень много платить: всему этому нет никаких гарантий. И пока подобное предложение воспринимается только как очередной способ собрать со всех деньги.

Для изменения ситуации всем необходимо сильно изменить свой подход. Для того, чтобы самозанятые заплатили деньги, нужно, чтобы они сразу же понимали, что они получат какие-то конкретные преимущества, а не только что-то эфемерное. Что фрилансеров не будут кидать заказчики, суд гарантированно будет решать эти вопросы, а медицинские и пенсионные фонды начнут принимать их взносы. А до тех пор правительство будет придумывать законы, но ничего не поменяется.

По данным Федеральной налоговой службы, на 1 октября 2017 года в России были официально зарегистрированы 595 самозанятых, тогда как реальная численность этой категории работников, по экспертным оценкам, превышает 20 миллионов человек.

В июле 2017 года года правительство приняло поправки к Гражданскому кодексу, которые позволили самозанятым физическим лицам заниматься определенными видами предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП.

В ноябре 2016 года был принят закон, вводящий налоговые каникулы на два года для некоторых категорий самозанятых: репетиторов, домработниц и сиделок. Для того, чтобы воспользоваться налоговой амнистией, частному предпринимателю необходимо записаться в реестр налоговой службы и первые два года не платить НДФЛ и страховые сборы.

Несмотря на это, у таких предпринимателей не будут формироваться пенсионные права, потому что ИП, которые зарабатывают меньше 300 тысяч рублей, обязаны выплачивать в Пенсионный фонд 26% годового МРОТа. Многие эксперты отмечают, что неизвестно, какие налоги будут введены для успевших зарегистрироваться по этой программе предпринимателей после окончания каникул.

Exit mobile version