Научный сотрудник петербургского Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ) Александр Кондаков завершил основной этап исследования «Преступления ненависти против ЛГБТ: данные судов».
Группа иследователей во главе с Александром Кондаковым проанализировала материалы государственной системы «Правосудие» (банк данных для всех судебных решений России) и независимой базы данных «Росправосудие» с 2010 по 2016 годы. Для уточнения полученные цифры и выводы ученый впоследствии сравнит с публикациями о преступлениях в СМИ и заявлениями пострадавших в ЛГБТ-организации России.
Среди основных выводов исследования — с каждым годом преступлений на почве ненависти фиксируется все больше, чаще всего нападают на мужчин-гомосексуалов, а после принятия «закона о гей-пропаганде» в 2013 году число нападений растет. «Такие дела» публикуют основные положения работы.
В проведенном исследовании впервые демонстрируется минимальный уровень преступлений на почве ненависти к ЛГБТ в России, основанный на данных официальной статистики. Реальный уровень может быть выше, но не ниже. Исследователи установили, что число приговоров по делам, которые можно назвать преступлениями ненависти против ЛГБТ, растет с каждым годом. В 2011 году было принято 32 приговора, в 2012 — 33, в 2013 — 50, в 2014 — 52, в 2015 — 65 приговоров. Данные по 2016 году оказались неполными.
В исследовании также рассматривается, как суды квалифицируют случаи нападения. В некоторых решениях мотив ненависти к ЛГБТ признается прямо, но в других фигурируют лишь «личная неприязнь», что юридически отличается от «ненависти», поскольку не имеет столь же серьезных последствий для обвиняемого. Социологи решили учитывать возможные «предрассудки судей» и обозначали преступлением на почве ненависти любое преступление, которое не состоялось бы, если бы нарушители не испытывали негативных чувств к сексуальной ориентации жертвы.
Рассматриваемые преступления включают в себя избиение, нанесение тяжких телесных повреждений различными орудиями, убийство, вымогательства и кражи в расчете на то, что жертвы не заявят в полицию из-за опасений в гомофобии самих полицейских. Всего с 2010 по 2015 годы в России вынесено как минимум 250 приговоров по преступлениям ненависти по мотивам гомосексуальности жертвы. Из них 197 преступлений — это убийства. Получается, что в среднем за год происходило более 40 преступлений, а в среднем 33 из них заканчивались смертью жертвы.
Используя данные «Национальной коалиции по программам против насилия», российские социологи выяснили, что уровень убийств в США и России был равным до 2012 года. Однако с 2013 года Россия по этому показателю перегнала Америку почти в три раза. Автор исследования Александр Кондаков подчеркивает, что число преступлений увеличилось после принятия в 2013 году нашумевшего закона о «гей-пропаганде». Социологи делают предварительный вывод, что данный закон сформировал благодатную почву для замысла преступлений против ЛГБТ.
Чаще всего нападают на мужчин-гомосексуалов. В ГАС «Правосудие» нашлось очень мало решений по делам, в которых пострадали бы лесбиянки, и не было ни одного, где жертвой стал бы трансгендер. «Таких дел достаточно много в анализируемых сообщениях СМИ. Видимо, судьи используют «эзопов» язык, чтобы говорить о преступлениях против трансгендерных людей и лесбиянок, а потому идентифицировать такие дела очень сложно. Другим объяснением может быть то, что такие дела вовсе не доходят до суда», — отмечает Кондаков.
От ненависти к ЛГБТ часто страдают и гетеросексуалы — преступники по ошибке принимают их за геев и избивают или убивают. «Преступления ненависти основываются на предрассудках злоумышленников: они испытывают негативное отношения к гомосексуальности, поскольку ничего об этом не знают, не хотят знать или не могут узнать. Не секрет, что во многих странах, в том числе и в России, людям доступно очень мало информации о том, как и чем живут ЛГБТ, — рассказывает социолог. — А недостаток информации провоцирует негативное отношение. И это особенно опасно, поскольку некоторые люди готовы реализовать свою ненависть, в том числе, в тяжких преступлениях: насилии, домогательствах, убийствах».
Отдельную сложность вызвал подсчет преступлений против ЛГБТ. В России пока не существует официальной статистики, которая указывала бы, что преступление совершено именно из ненависти к сексуальной ориентации жертвы. В законодательстве есть возможность учитывать подобный мотив только как мотив ненависти к «какой-либо социальной группе». Суды порой принимают именно такую формулировку, но далеко не всегда. Конкретного определения «сексуальной ориентации» как причины преступления на почве ненависти, в российском законодательстве нет.
По мнению авторов исследования, судам даже выгоден мотив ненависти, поскольку, когда преступник его признает, можно сказать, что для доказательства его вины уже есть весомая база — признание обвиняемого. Тем не менее, под «социальной группой» в решениях судов может подразумеваться не только ЛГБТ: молодежь, жители города и даже «полицейские». Без специального анализа конкретных дел ответ на этот вопрос получить сложно.
В США, Германии и Великобритании и ряде других стран законодательство учитывает «сексуальную ориентацию» как одно из оснований преступлений, мотивированных ненавистью. Подобная статистика ведется на уровне полиции — подсчитывается число заявлений от ЛГБТ-граждан о нападениях. В России эта практика отсутствует. Наоборот, полицейские часто отказываются принимать заявления от ЛГБТ, а последние боятся обращаться в полицию, опасаясь, что там их «заново побьют».
Ранее «Российская ЛГБТ-сеть» представила доклад о дискриминации геев, лесбиянок и трансгендеров в регионах страны. Авторы также утверждают, что «закон о гей-пропаганде» увеличил количество преступлений против ЛГБТ. Речь идет не только о многочисленных случаях физического насилия, но и о шантаже, травле, незаконных увольнениях и попытках ограничить родительские права. По статистике организации, полиция отказывается расследовать подобные преступления.
Россия вошла в тройку европейских стран, в которых жизнь представителей сексуальных меньшинств подвергается наибольшей опасности. Согласно исследованию правозащитной организации ILGA-Europe, хуже условия для ЛГБТ в Европе только в Азербайджане и Армении. Правозащитники обращают внимание на избиения гомосексуалов в российских регионах, блокировку группы «Дети-404», присвоение статуса «иностранных агентов» правозащитным организациям и дискриминацию при оказании медицинской помощи секс-меньшинствам.