Фильм «Полет пули» о военном конфликте в Донбассе вызвал споры: зрители раскритиковали решение режиссера Беаты Бубенец опубликовать в фильме личные данные пленного человека. Сама Бубенец в дискуссии на Facebook заявила, что якобы ей сказали, что «этот человек там больше не живет», а потом сообщила, что он погиб.
«Такие дела» спросили представителей профессионального сообщества, на каких условиях можно раскрывать личные данные в документальном кино?
«Полет пули» — это хроника, снятая одним кадром. В фильме показаны полтора часа из жизни украинского добровольческого батальона «Айдар», ведущего боевые действия на востоке Украины. В частности, на камеру зафиксирован допрос человека, которого бойцы батальона подозревают в сотрудничестве с сепаратистами, в кадре появляется его лицо, звучат паспортные данные.
После показа фильма на «Артдокфесте» журналист Сергей Хазов-Кассиа опубликовал пост в Facebook, в котором осудил решение Беаты Бубенец предать огласке личные данные одного из героев фильма, на что не было получено его согласие.
По мнению журналиста, Беата Бубенец не уведомила мужчину, что она является режиссером-документалистом, и снимала фильм под видом оперативной съемки. Сергей Хазов-Кассиа также подверг критике слова Бубенец о том, что запечатленный на видео человек «там больше не живет», — по его мнению, этого недостаточно для уверенности в безопасности мужчины после съемки.
В комментариях к посту сама Беата Бубенец заявила, что «никогда не снимала фильм под видом оперативной съемки» и что этот «человек погиб», что также вызвало шквал осуждения в неэтичности.
Фотожурналист Сергей Максимишин в беседе с «Такими делами» рассказал, что нужно руководствоваться принципом: жизнь человека — высшая ценность.
«Если можешь снимать и помогать — снимай и помогай. Если не можешь делать два дела одновременно, тогда нужно сначала помочь, если это невозможно — тогда снимай. Главное — не навредить. Есть миллион способов навредить герою репортажа, он и сам не всегда осознает возможные последствия. Что касается публикации личных данных, тут нет единого мнения. Если человек знает, что перед ним журналист, и он что-то журналисту рассказывает, то считается, что он по умолчанию понимает, что это может быть впоследствии обнародовано. Другой момент — человек не всегда имеет подобный опыт. Поэтому со стороны журналиста было бы корректно предупредить. Нужно помнить — не обмани доверяющего», — заявил Сергей Максимишин и добавил: «Я думаю, что всякое искусство — не очень важная вещь, честно. Никакая фотография не стоит жизни и здоровья человека».
По словам режиссера документального кино Никиты Тихонова-Рау, важно не навредить кому-нибудь своей работой.
«Фильм я пока не видел, но описываемый этический момент лично я решаю так: когда дело касается жизни и смерти, судьбы человека, главное — нельзя допустить, чтобы твои действия повлекли ухудшение ситуации, — сказал Тихонов-Рау. — Каждый режиссер-документалист отвечает на вопрос: “Кто я в первую очередь: режиссер или человек?” Но отвечает он только перед собой и перед Богом, поэтому мы не вправе его судить. За себя скажу, что я в первую очередь человек, и если я во время съемки вижу истекающего кровью ребенка, я отложу камеру и возьму бинты».
Литературный и театральный критик Лев Алабин в беседе с «ТД» отметил, что важна цель, ради которой ведется документальная съемка.
«Если ты снимаешь, чтобы потом предъявить это на суде в Гааге, тогда снимай, но если ради Канн или “Артдокфеста”, тогда следует все тщательно взвесить. Подобных свидетельств войны в интернете достаточно. Но всегда важнее судьба и жизнь человека — от этого следует отталкиваться», — сказал Алабин.
10 декабря показ фильма «Полет пули» был прерван сторонниками пророссийских сепаратистов из группировки SERB. Они мешали пришедшим в кинотеатр «Октябрь» смотреть фильм, встав перед экраном и выкрикивая: «Не будет фильма против русских!»
Президент «Артдокфеста» Виталий Манский в 2016 году презентовал документальный фильм «В лучах солнца» про обычную семью из Северной Кореи. Как сообщали «Ведомости», съемочная группа не имела права выйти из гостиницы без сопровождения, всегда следовала сценарию, но не выключала камеру, когда корейские журналисты давали указания героям. Отмечается, что «ради правды» Манский был вынужден врать своим героям.