92% пользователей в 2017 году хотя бы раз отозвались на просьбу о помощи, то есть были вовлечены в благотворительную деятельность. Несмотря на это, только 1,2% интернет-пользователей вовлечены в системную благотворительность, то есть подписаны на регулярные пожертвования в пользу благотворительных организаций.
Об этом говорят результаты нового исследования фонда «Нужна помощь» «Профессиональная благотворительность в России в развитии: участие населения». Вместе с агентством онлайн-исследований Tiburon Research эксперты фонда опросили 1201 интернет-пользователя в возрасте от 18 до 60 лет. Все респонденты — жители городов с населением более 100 тысяч человек.
Больше всего пожертвований поступает в организации, собирающие «на лечение ребенка». Чаще всего опрошенные оставляют деньги в ящиках для пожертвований в общественных местах, передают вещи нуждающимся, покупают что-либо в пользу благотворительных организаций, а также отправляют смс-сообщения с пожертвованиями. Реже всего пользователи, прошедшие опрос, становятся волонтерами. Отслеживают дальнейший путь своих пожертвований только 30% опрошенных, а обращают внимание на название и репутацию фонда лишь 18%.
Главными мотивами для участия в благотворительности становятся воспитание, предписывающее помогать нуждающимся (43%), чувство гражданского долга (37%) и эмоциональный порыв (32%). Молодежь (от 18 до 24 лет) больше прочих возрастных групп склонна жертвовать по принципу «Помогу другим — помогут и мне» и больше интересуется необычностью проекта.
48% пользователей намерены совершать пожертвования в благотворительные организации и в будущем, однако 38% опрошенных еще не определились с решением. Важным результатом исследования стал вывод: среди большинства пользователей по-прежнему преобладает мнение о том, что административные расходы НКО должны оплачиваться «кем-то другим» — из средств госбюджета или коммерческих компаний. Мужчины чаще, чем женщины, считают, что в НКО не должно быть зарплат.
Доля тех, кто готов жертвовать деньги на развитие благотворительных организаций, несколько выросла с прошлого года (с 12 до 18%), но все еще мала. «Задача популяризации темы профессионалов НКО, заслуживающих достойной оплаты труда, по-прежнему остается актуальной», — cчитает руководитель исследовательского отдела фонда «Нужна помощь» Елизавета Язневич.
В прошлом году исследование «Административные расходы НКО, или Должны ли сотрудники фондов получать зарплату?» также показало низкий уровень доверия к работе фондов: 88% пользователей Рунета не готовы жертвовать деньги на зарплаты сотрудникам благотворительных организаций.
Исследовательский отдел появился в фонде «Нужна помощь» в октябре 2016 года. Отдел занимается систематизацией уже имеющейся информации по некоммерческому сектору, проводит самостоятельные исследования и анализирует внутреннюю работу фонда.