Такие дела

«С черта вырос, а кнутом не стеган»: жестокое обращение с детьми в мировой и российской истории

Жестокое обращение с детьми — проблема настолько широкая, что остается практически не осмысленной в современном российском обществе. Тем не менее, травмы детства, как физические, так и психологические, накладывают отпечаток на всю жизнь человека. Это стали понимать совсем недавно, меньше века назад, когда впервые были зафиксированы права ребенка. Но до сих пор дети часто оказываются жертвами не только жестокости, но и простой неосведомленности взрослых.

19 декабря в Сахаровском центре прошла лекция из цикла «Знать, чтобы бороться», посвященного проблеме насилия. Психолог центра «Сестры» Наталья Курасова рассказала о том, как трансформировалось отношение к детству и к насилию над детьми. Основные тезисы встречи — в материале «Таких дел» .

Античность и Средние века

Вплоть до XX века детство просто не выделялось как отдельный этап жизни человека, качественно отличный от остальных. Детей воспринимали как уменьшенных в размере взрослых, не существовало представлений об особенных детских потребностях.

В античности выживал сильнейший, для спартанских младенцев слабость была прямой дорогой к смерти. В Средневековье уход за детьми имел свои особенности, но это приносило гораздо больший вред, чем пользу. Так, на протяжении многих веков детям давали опий и спиртные напитки в качестве успокоительного средства, а вместо приучения к горшку младенцам прочищали желудок клизмой или вызывали рвоту.

В XVI веке была распространена торговля детьми. Во Франции подростков приговаривали к каторжному труду на галерах. Популярная детская профессия — трубочист. Ими становились дети с четырех лет, как правило, сироты из приюта. Их плохо кормили, чтобы они были достаточно маленькими и могли уместиться в трубе. Если ребенок боялся замкнутого пространства, его «выкуривали», поджигая камин. Профессиональные заболевания маленьких трубочистов, о гигиене которых совсем не заботились, — рак мошонки, легких, кожи. Пятилетние рабочие из рассказов Чарльза Диккенса — не выдумка. Смертность детей просто не фиксировалась.

Фото: Wikimedia Commons

Древняя Русь и императорская Россия

На Руси самыми популярными воспитательными методами были розги и стояние на горохе. На теле ребенка оставались синяки и рубцы, при этом он должен был продолжать учиться. По «Домострою», от побоев «душа ребенка точно спасется». Об отношении к насилию над детьми красноречиво говорят многие русские пословицы, например: «С черта вырос, а кнутом не стеган». Крестили в открытых водоемах, бросая детей в холодную воду, поэтому они часто тонули.

В ХVIII веке Жалованной грамотой дворянству телесное наказание благородных сословий было запрещено, но этот указ, как и отмена наказаний в школах и училищах, неоднократно нарушался. Например, в XIX веке наказание розгами существовало в гимназиях и народных училищах. Количество ударов определялось попечителями учебных заведений за определенные виды провинностей. Педагог Николай Пирогов исследовал использование розг и пришел к выводу, что с 1857 до 1859 треть учеников киевских гимназий подверглись этому виду наказания.

Дети-преступники отбывали наказание вместе со взрослыми, часто к ним применяли насилие сами заключенные. Только в 1863 году отменили телесные наказания для несовершеннолетних, стали появляться отдельные исправительные учреждения.

Просвещенческие концепции воспитания детей распространялись на аристократию, в то время как крестьянских детей продолжали бить веками. Но и в царских семьях дети воспитывались в строгости. Например, воспитатель Ламздорф бил будущего императора Николая I и его брата Михаила розгами, линейками, ружейным шомполом и ударял их об стену, причем, по воспоминаниям Николая Павловича, часто незаслуженно. Чаще всего детей аристократов за проступки лишали общения с родителями, не давали сладкого, вводили дополнительные занятия по выходным, заставляли стоять в углу.

Фото: pixabay.com

СССР

В советский период физическое насилие было запрещено даже в учебных заведениях для трудных подростков. Но в школе могли дать подзатыльник, сильно повысить голос, оскорбить, изолировать от класса. Наказания касались места ребенка в социальной системе, основная воспитательная функция принадлежала коллективу. Поэтому существовала практика исключения из комсомола. В пионеры или комсомольцы могли принять позже положенного, а также могли вызвать в школу родителей или отправить нерадивого ученика на общественные работы.

Исследования и документы, защищающие права детей

В 20-е годы XX века появились первые психологические исследования, которые коренным образом изменили взгляд на детство и индивидуальное развитие ребенка. Л.С. Выготский высказал идею о том, что нормальное развитие ребенка напрямую связано с удовлетворением его базовых потребностей: в питательной еде, в режиме сна и отдыха, в общении и обучении. Впервые стал учитываться возраст, в котором лучше всего развиваются способности детей.

В это же время начали предприниматься попытки создания системы защиты детей от насилия и жестокого обращения:

Несмотря на эти шаги, проблема насилия остается массовой. В России только за 2014 год от насилия пострадали почти 100 тысяч детей. Далеко не все случаи жестокого обращения с детьми проходят через правоохранительные органы. Согласно опросу 2008 года, половину россиян в детстве физически наказывали.

Почему применяется насилие?

Факторы риска связаны как с детьми (физиологические особенности, гиперактивность), так и с родителями (бессознательное копирование поведения их собственных родителей). Очень распространенная причина насилия сегодня — неосведомленность. Например, чтобы успокоить ребенка, неопытные родители часто начинают трясти младенца или, чтобы развеселить его, подбрасывают его к потолку, кидают на кровать. Эти действия зачастую вызывают синдром сотрясения и очень негативно сказываются на здоровье ребенка вплоть до летального исхода. Это не злонамеренность, а неинформированность, которая воплощается в пренебрежении потребностями и нуждами ребенка.

Exit mobile version