Такие дела

Эксперты против депутата: допустимо ли считать инклюзивное образование дискриминацией «нормальных детей»?

Бывшего московского муниципального депутата Игоря Брумеля исключили из партии «Справедливая Россия» за оскорбительные высказывания в соцсетях в адрес детей с особенностями развития и их родителей. «Такие дела» поговорили со всеми сторонами конфликта и выяснили, почему в современном обществе существуют предубеждения против инклюзивного образования.

В начале декабря в одном из обсуждений инклюзивного образования в Facebook московский депутат Игорь Брумель высказался против совместного обучения обычных детей и детей с инвалидностью. В частности, он назвал особых детей «солнечными дебилами» и подчеркнул, что «ребенок с особенностями недоразвития» не должен сидеть за партой рядом с «нормальным школьником».

Внимание к оскорбительным высказываниям депутата привлекла Ольга Свешникова, соучредитель фонда помощи детям с миодистрофией Дюшенна «МойМио». По словам Свешниковой, комментарий Брумеля вызвал возмущение многих родителей и общественных организаций, поддерживающих детей с особыми потребностями. Сама Свешникова воспитывает четверых приемных детей, среди которых мальчик с миодистрофией Дюшенна и девочка с синдромом Дауна, поэтому грубые высказывания депутата ее особенно задели. Теперь она планирует подать заявление в Следственный комитет.

«Конфликт начался в группе «Замоскворечье — мой район» в Facebook. Я зашла в комментарии и увидела сообщение Игоря о том, что его «заблокировали по кляузе счастливой мамочки, радеющей за обучение даунов». Игорь откровенно оскорбил мою подругу, а она тоже воспитывает ребенка с особенностями. Меня это очень задело, и я решила вступиться за нее», — рассказала Свешникова.

Сын Ольги учится во втором классе обычной школы, благодаря этому у ребенка появились друзья, новые увлечения и своя жизнь отдельно от семьи. «Он стал более самостоятельным, и я этому рада. С другой стороны, я вижу, что ребенок не усваивает большую часть учебного материала из-за ментальных особенностей, и в итоге нам приходится все это перепроходить дома», — уточнила мама.

Сейчас инклюзивное образование работает не идеально, считает Свешникова: ее ребенку необходим тьютор, но руководство школы не видит в этом необходимости. При этом тьюторы очень нужны в обучении особых детей: они не только составляют индивидуальные программы, но и присутствуют с ними на уроках и помогают усваивать материал одновременно со всеми в классе.

Тем не менее, сам инклюзивный подход, по мнению Свешниковой, для образования необходим. Поэтому учителей нужно направлять на специальные государственные образовательные курсы, где им могли бы рассказать о работе с особыми детьми и о том, как сделать учебное пространство комфортным для всех.

«Одноклассники моего сына постепенно привыкают, что у них есть мальчик, который нуждается в особой поддержке. Родители одноклассников нас поддерживают, объясняют своим детям, что все люди разные и каждый человек имеет право на дружбу, общение и уважение. Интеграция ребенка с особыми потребностями происходит быстрее при активной поддержке школьного коллектива. Но для этого нужно, чтобы преподаватели и руководство школ шли нам навстречу», — подчеркнула Свешникова.

Каждый особенный ребенок имеет право на инклюзивное образование

Приказ Минобрануки об инклюзивном образовании 2016 года дает родителям детей с особенностями развития или инвалидностью право выбора — отдавать своего ребенка в коррекционную или общеобразовательную школу. Право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено законом, но против инклюзивного образования по-прежнему много предубеждений как со стороны родителей детей с инвалидностью, так и со стороны родителей остальных учеников.

По словам представителя благотворительного фонда «Обнаженные сердца» Татьяны Морозовой, инклюзивное образование в России только начинает развиваться, и в этой сфере есть множество недоработок. Многие учителя действительно не до конца понимают, как вести занятия в классах, где обучаются и особенные дети. Поэтому некоторые родители особенных детей опасаются, что общедоступный формат обучения может негативно повлиять на их детей, а родители других учеников боятся, что особенные дети будут отставать от своих одноклассников и перетягивать на себя внимание учителей.

Татьяна Морозова подчеркнула, что сейчас инклюзия — это норма во всем мире, и рано или поздно недостатки переходного периода обязательно исправят. «По всему миру эксперты говорят, что инклюзивное образование в сочетании с необходимыми и грамотными условиями никак не вредит школьникам. Наоборот, это полезно для общей успеваемости и самооценки, а также учит детей с самого раннего возраста быть гуманными по отношению к окружающим. Я надеюсь, что лет через десять инклюзия станет нормой для нашей страны и оскорбительные высказывания будут попросту недопустимы в нормальном обществе», — пояснила представитель фонда.

Морозова подчеркнула, что комментарии Игоря Брумеля непозволительны не только с позиции этики, но и по закону: «Российское законодательство достаточно прогрессивное и не допускает дискриминации по расовому и половому признаку, а также дискриминации людей с особыми потребностями. Видимо у этого человека невысокий уровень образования и внутренней культуры. Я бы очень хотела, чтобы люди стыдились подобных высказываний и приносили за них публичные извинения».

Сам Игорь Брумель утверждает, что исключение из партии напрямую связано с его комментариями в Facebook. Он убежден, что несправедливо подвергся массовой травле только за то, что высказал свое мнение. «Такие дела» связались с бывшим депутатом и выяснили его точку зрения на ситуацию.

Я педагог с очень хорошим образованием, я знаю и понимаю, что такое наука педагогика, что такое система Макаренко. Видел ее недостатки и преимущества, но с трудом могу понять и одобрить, что в классы с нормальными детьми навязывают учеников с VII группой обучения. Это просто дискриминация тех, кто является нормальным.

Никогда борьба меньшинств за права не заканчивалась обретением равноправия. И мы еще станем свидетелями того, что у «особых детей» появятся и особые права. Например, при приеме на работу или на госслужбу «солнечные детки» запросто станут получать необоснованные преимущества.

Но ведь и у нормальных людей тоже есть права, не так ли? Школа — это не только место, где происходит школьное воспитание, но и источник получения знаний, необходимых для будущей жизни, и в первую очередь для продолжения дальнейшей учебы в высших учебных заведений. Никакие факторы и вненаучные соображения не должны мешать основному — получению знаний!

Сейчас стало модным третировать и глумиться над нормальными людьми, заявляющими свои права, навешивать на них ярлыки. Самый распространенный такой ярлык — «фашист». Получается, что нормальные люди, которые против ущемления своих прав, все поголовно фашисты? Это несправедливо. А с несправедливостью нам, родителям нормальных детей, предстоит бороться. И похоже, что борьба эта будет нелегкой.

1 сентября 2016 года в России вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы для детей с инвалидностью. По данным Министерства образования, сейчас инклюзивное обучение практикуется примерно в 20% российских школ, где ученики с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в обычных классах.

О том, может ли ребенок с инвалидностью учиться в обычном школьном классе, читайте в материале «Таких дел».

Exit mobile version