Такие дела

«Нет денег, и откуда их взять, непонятно»: юрист о том, почему дети-сироты годами ждут положенных квартир

В Республике Туве пятнадцать детей-сирот, годами не получающих положенное им по закону жилье, в знак протеста устроились на ночлег в здании агентства по делам семьи. Они требовали предоставить им квартиры, а до этого срока — временное жилье. На протестующих составили протокол о неповиновении полиции, а глава республики Шолбан Кара-оол заявил, что это политтехнологи втянули сирот в «низкопробный и циничный шантаж». «Такие дела» попросили адвоката Светлану Викторову, юриста правозащитного проекта «Патронус», объяснить, почему дети-сироты не получают жилье. 

Светлана Викторова

адвокат, юрист правозащитного проекта «Патронус»

«В каждом регионе существует список детей-сирот, которые должны получить квартиру от государства. Как правило, они уже не дети и им уже далеко за 20 лет.

По этому списку есть очередность: сначала получают квартиры те [дети-сироты], кого поставили на учет в 2000 году, потом те, кого поставили, например, в 2013 году. На самом деле эта очередность незаконна, но другого способа каким-то образом осуществлять эту процедуру региональные власти не знают. Каждый год регион решает, сколько квартир он сможет дать детям. Половина этой суммы платится из регионального бюджета, а половина — из федерального. Власти примерно понимают, насколько у них карман большой, то есть сколько детей они смогут обеспечить квартирами. В некоторых регионах, как в Москве и Тюмени, практически нет очереди, а есть регионы, где по 800 детей стоят в очереди, — это Красноярский, Забайкальский и Приморский края, Свердловская, Саратовская, Омская, Иркутская области. Есть регионы, где вообще деньги на это не выделяются, ни на одну квартиру.

Что должны предпринимать дети в этом случае? Некоторые обращаются в суды с просьбой обязать региональный орган предоставить жилье. Тогда суд выдает решение, что такого-то обеспечить жильем вне очереди.

Но что значит вне очереди? Ведь у всех детей-сирот право получать жилье вне очереди, но все эти внеочередники стоят в списках, о которых я говорила. В этом случае появляется еще одна очередь: из сирот, у которых на руках решение суда. Эти сироты в первую очередь обеспечиваются жильем. По сути, все эти дети-сироты, которые долго не могут получить квартиру, могут обратиться в прокуратуру, и прокуратура в интересах сирот всегда с удовольствием ходит в суды. Но даже получение судебного решения ни к чему не приводит. Нет денег у регионов, и откуда их взять, непонятно. Единственное решение этой проблемы — возложить обеспечение сирот квартирами на федеральный бюджет. Уже много лет идут об этом разговоры, депутаты вносят проекты законов, но бюджет это на себя не берет.

Протесты ни к чему не приводят, это совершенно точно. От того, что дети пришли к администрации требовать свое жилье, ничего не изменится, потому что у Тувы нет денег».


Программа по обеспечению детей-сирот жильем началась в Туве в 2008 году, до этого почти 20 лет государство не выделяло на это средства. За 10 лет программы новое жилье получили более 1200 детей-сирот. В очереди на жилье, по данным официального портала правительства Республики Тувы на 1 января 2018 года, остаются 4,6 тысячи человек, из которых более 1,8 тысячи старше 23 лет.

Exit mobile version