Такие дела

Диалог, игра и кислородная маска: как помочь ребенку справиться с психической травмой

Травматическое событие это шок, к которому человек не был готов и с которым психологически тяжело справиться. После трагедии в Кемерове родители стали беспокоиться о том, как преподносить травматические события детям. Поэтому в июне в Еврейском музее запустили совместный проект Центра толерантности, Московского института психоанализа и поискового отряда «Лиза Алерт» лекторий «Мой ребенок в безопасности». «Такие дела» узнали из встреч с детскими психологами Марией Голяевой и Александром Покрышкиным, почему с детьми нужно говорить о травматических событиях, с которыми они столкнулись лично, в СМИ, в соцсетях, и как им можно помочь справиться со стрессом.


Для детей особенно важно ощущение стабильности и безопасности: каша по утрам, сон с любимой игрушкой, сказка на ночь. Внезапное событие (смерть близкого, ДТП, развод родителей, насилие или буллинг) создает ощущение потери контроля. Весь мир становится непредсказуемым. Помимо страха может появиться чувство вины. «Это случилось из-за меня», думает ребенок. Но не каждое событие, которое становится травматическим для взрослых, обязательно будет стрессовым для детей. И наоборот: ребенок может преувеличивать вещи, которые кажутся нам очевидными. «Однажды мой сын должен был пойти на прием к окулисту. Позже он рассказывал, что тогда подумал, что это доктор, который занимается акулами, значит, наверное, это тоже акула. Наверное, думаю я сейчас, сын тогда волновался», рассказывает Покрышкин.

Как понять, что ребенок испытывает стресс из-за трагедии

Чтобы понять, что у ребенка нереализованный стресс, который может перейти в психологическую травму, нужно понаблюдать за ним. Тревожные симптомы беспокойство, сложности с концентрацией, плохой сон. Маркером может быть резкое изменение поведения. Например, малыш был скромным и послушным, но вдруг стал проявлять агрессию, или же активный ребенок-заводила начинает все время прятаться за маму. Могут возникнуть страхи, малыш будет избегать определенных тем и воспоминаний. Иногда дети начинают систематически повторять какие-то действия в игре: сталкивать машинки, если они видели ДТП, бить свои игрушки. Такие игры могут помогать справиться со стрессом, если каждый раз ситуация как-то разрешается.

подростки хотят, чтобы их просто выслушали

Покрышкин объясняет: «Психолог Анна Фрейд заметила, что в послевоенном Лондоне дети продолжали играть в бомбежку, и так их стресс снижался». Но если действие повторяется снова и снова без изменений, это часто свидетельствует о психической травме. Еще ребенок может терять контакт со своим телом: не отвечать взрослым, холодно ему или жарко, «где ручки», «где ножки». Это тоже форма защиты от негативных эмоций. Иногда дети и вовсе возвращаются на более раннюю стадию развития, например начинают снова сосать палец. Так они стремятся вернуться в момент, где было лучше и спокойнее, поясняет Голяева.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Здесь зависит от возраста. У ребенка от нуля до двух лет реакция полностью зависит от реакции взрослого, поэтому родителям нужно успокоиться самим. Этот принцип кислородной маски, которую, по инструкции в самолете, нужно сначала надеть на себя, а потом на ребенка, подходит и для других возрастов. У детей от двух до пяти лет нужно в первую очередь спросить об их физиологических потребностях: не хочет ли ребенок в туалет, не голоден ли он, жарко ему или холодно. «Когда я только начинала работать, после чрезвычайной ситуации передо мной стоял ребенок, бледнел, краснел, покрывался пятнами. Я спрашивала его, как он себя чувствует, никак не могла понять, что с ним происходит. А он просто хотел в туалет», говорит Голяева.

детей нельзя исключать из разговора о трагедии

С детьми старшего возраста обязательно нужно разговаривать, задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Мне кажется, ты взволнован?» Многие подростки на консультации у психолога признавались, что хотят, чтобы их просто выслушали. После разговора их можно побудить к игре или творчеству (например, попросить нарисовать беспокоящую ситуацию), привлечь к домашнему хозяйству, чтобы ребенок почувствовал себя нужным, или преодолеть стресс через доброе дело: помочь благотворительному фонду, возложить цветы к мемориалу. Важно проводить больше времени вместе, по возможности вернуть привычные ритуалы или обсудить, что отныне изменится (скажем, после развода или смерти близкого), а что обязательно останется по-прежнему. Тогда ребенок почувствует, что его по-прежнему любят, о нем все так же заботятся, так ему будет легче морально восстановиться.

Почему важно говорить?

О психологически тяжелых ситуациях нужно говорить с детьми. «Важно начать диалог, подчеркивает Покрышкин, даже если ребенок не спрашивает о каких-то событиях». Если это личное переживание ребенка, то взрослому нужно «быть контейнером», то есть уметь слушать, не перегружая ребенка слишком сильной эмоциональной реакцией, объясняет Голяева. Нужно быть готовым давать детям выговариваться и отвечать на вопросы снова и снова. «Переспрашивают не всегда потому, что мы плохо объяснили. Часто дети так восстанавливают естественный для них ход жизни», рассказывает Покрышкин. Важно вводить хорошую альтернативную реальность, говорить о том, что близкие в безопасности, устраивать игры, в которых травматические события заканчиваются хорошо и все спасаются.

Психологи сходятся во мнении, что детей нельзя исключать из общего разговора о трагедиях, которые происходят в мире, – вопреки тому что многие родители считают: дети ничего не поймут. «На самом деле поймут, объясняет Покрышкин, по разговорам или атмосфере дома или вне его». Тогда может возникнуть психологическое напряжение, чувство вины, непонимание. А если ребенок научится справляться с такой ситуацией, это поможет ему и в будущем, обращает внимание психолог. При этом объяснять нужно на доступном ребенку языке: чем он младше, тем проще слова и метафоры. Просмотр новостей, где приводятся неадаптированные для детской психики подробности, лучше ограничить. Но не стоит врать по той же причине, почему нельзя скрывать травматические события. Например, если вместо того чтобы объяснить, что родственника больше нет, взрослые рассказывают, что он уехал в командировку, ребенок будет ждать и переживать, почему родственник никак не приезжает, рассказывает Голяева.

Обычно три месяца достаточный срок, чтобы справиться с травматическим опытом, говорит Покрышкин. За это время должны пропасть симптомы стресса, а поведение ребенка вернуться к тому, каким было раньше. Если положительной динамики не происходит, стоит обратиться за дополнительной психологической помощью к специалисту.

Exit mobile version