Такие дела

Мне в свое: как в России продвигают многоразовые кружки для напитков с собой

В российских городах появляются заведения, которые дают скидку на кофе, если ты просишь налить его в свой стакан, бесплатно наполняют бутылки гостей питьевой водой, а на некоторых фестивалях можно взять в аренду многоразовый стакан. Общественные и коммерческие инициативы объявляют войну одноразовому пластику. Их создатели утверждают, что пить из своих кружек — это приятно и экологично. За год, по подсчетам Гринписа, только в нашей стране используется порядка 41 миллиарда стаканчиков для напитков с собой, бумажных снаружи, но пластиковых внутри. Их нельзя переработать, и они отправляются на свалки.

«Такие дела» изучили проекты, которые борются с одноразовым пластиком, предлагая пить кофе, воду и лимонады из своих кружек и бутылок.


Варвара Яровая, создательница проекта My cup, please в России

Я большой кофеман и не могу начать свой день без чашки кофе. А еще я сортирую мусор уже восемь лет и ненавижу пластик, особенно одноразовый.

Варвара Яровая
Фото: Алена Зоренко

Однажды я получила рассылку от Гринписа, где говорилось, что бумажные стаканчики для кофе с собой на самом деле не бумажные, а покрыты тонким слоем пластика. Это значит, что их нельзя переработать. И внутри у меня что-то щелкнуло. Получается, я примерно сортировала мусор, чтобы снизить его количество, но увеличивала, когда покупала кофе в псевдобумажных стаканчиках.

В этой же рассылке была история про белорусский проект My cup, please: девушки договаривались с минскими кафе делать скидку тем, кто покупает кофе с собой в свою кружку. Создательницы проекта приглашали развивать инициативу в других городах и странах. Я подумала: «Как здорово объединить две идеи: отказ от одноразового и любовь к кофе» — и решила открыть проект в России.

Мне пришлось тщательно изучить российское законодательство и СанПиНы — они сильно отличаются от белорусских. Выяснилось, что прямого запрета наливать кофе в свою кружку у нас нет. В силу «древности» санитарных норм такого пункта в них просто не существует. Мы решили: то, что не запрещено — разрешено, и начали работать с кофейнями.

Одноразовое — это дорого

Сейчас в Петербурге к нам присоединились уже 30 заведений, часть из них согласилась давать скидку посетителям, которые приходят со своими стаканами. Иногда хозяева кофеен нам отказывают с формулировкой: «Это не входит в политику нашего заведения». Но обычно все воспринимают идею позитивно. Владелец одного кафе как-то сказал мне очень вдохновляющую фразу: «Одноразовое — это дорого. Я вообще не понимаю те заведения, которые выбрасывают деньги на ветер».

К нам начинают подтягиваться и другие города. В Иркутске уже подключились несколько заведений, в Нижнем Новгороде. На подходе Москва, Калининград, Новосибирск, Пермь и Саратов.

Сейчас у нас в команде четыре человека, и пока проект работает на энтузиазме. Расходные материалы вроде плакатов оплачиваем сами. Чтобы хоть как-то окупать затраты по проекту, мы придумали «Кружку поддержки». Если друзья едут в путешествие, мы просим привезти их оригинальную и качественную кружку для напитков с собой. И потом продаем ее в нашей группе с небольшой наценкой.

Евгения Дубина, инициатор проекта Refill

У нас всех есть право на чистый воздух, на чистую воду в городах. Важная часть решения этой задачи — мои повседневные действия: чем больше пластика я куплю и не сдам в переработку, тем больше микропластика в воде я и мои кошки выпьем потом.

Я работаю pr-менеджером в вегетарианском кафе «Рада & К» в Петербурге. Некоторое время назад мы решили, что нам нужно «экологизировать» нашу работу. Например, меньше использовать пластик. Идею проекта Refill мы подсмотрели у британцев, там аналогичная акция стала новой нормой, мы же пока только запустились. Идея состоит в том, что заведения в городе без проблем нальют чистую воду в вашу бутылку и оповестят вас об этом особой наклейкой на своей двери. Уже перед тем как войти, вы знаете, что лишнего с вас не спросят, денег не потребуют. Многие заведения и без Refill так делают, но с проектом, мы надеемся, удастся еще раз обратить внимание на проблему избыточного использования пластика.

Мы запустили кампанию во «ВКонтакте» и распространили новость по разным информационным каналам. На нашем сайте и в группе есть формы заявки, через которые к нам подключаются новые заведения. После того как кафе или ресторан выражают интерес и желание участвовать в акции, мы выясняем, каким способом они очищают воду — кипятят, фильтруют, затем помещаем место на карту и отправляем им наклейки.

Мы получаем очень теплые реакции от людей — и это такой праздник! Одна девушка написала, что наша акция «полезнее половины законов Госдумы». Сейчас в Петербурге около 30 точек отмечено на карте Refill и примерно столько же запросов в обработке.

К нам присоединяются и другие города: Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Казань, Якутск. В акции участвуют не только кафе и рестораны, а буквально все, у кого есть возможность поделиться чистой водой. В Петербурге среди участников есть веломагазин, школа английского, семейный центр и кружок конструирования и робототехники.

Для меня лично очень важно было создать такой проект. И я рада, что теперь у нас есть Refill: фильтрованной воды не жалко, а свое здоровье, свой город и свое будущее — очень.

Светлана Ачуева, руководитель проекта Happy Cup

Когда мы с братом были на фестивале во Франции, то на входе нам вручили стакан за один евро. Французский на тот момент подзабылся, и мы не сразу разобрались, как работает депозитная система. Мы решили, что всего за евро нам достался здоровский сувенир, а потом оказалось, что в баре продают напитки только в эти стаканы. Система называется капшеринг. Когда стакан больше не нужен, его можно сдать и получить депозит обратно. Но нам стаканы так понравились, что сдавать мы их не собирались и даже забрали с собой несколько штук в качестве сувениров.

Светлана Ачуева
Фото: личный архив

Идея с капшерингом нам показалась интересной. Она веселая и, более того, экологичная. Мы решили открыть подобный проект в России. На массовых мероприятиях используется слишком много одноразового пластика, который не перерабатывается и требует больших финансовых затрат на вывоз и утилизацию.

До этого проекта я занималась ювелирным люксовым рынком: работала в дистрибуции дорогих телефонов и часов. И вот из люкса я перешла в экологию. Мы запустили свое производство стаканов в России и назвали проект Happy Сup. Сейчас капшеринг — моя основная работа и занимает, наверное, 42 часа в сутки.

У организаторов фестивалей, к которым мы обращались, реакция на проект положительная, все действительно устали от одноразовой посуды. Посетители фестивалей тоже относятся к проекту позитивно. На каждом стакане у нас написана фраза: «Не выбрасывай меня, многоразовый я, твой стакан». Мы видели, как люди читали эту фразу и говорили: «Ой, я не могу теперь отдать вам стакан, потому что он мой, на нем же написано — мой стакан». Рекомендуемый депозит за стакан — 100 рублей, но это решается с каждым фестивалем отдельно.

ситуация с пластиком катастрофична

Если фестиваль ежегодный, то оставшиеся стаканы можно использовать в следующем году. Тогда организаторам нужно заказывать меньше стаканов: глобальное производство пластика уменьшается. В дизайне мы рекомендуем не привязываться к году, чтобы стакан жил дольше.

Если организаторы не планируют повторять фестиваль, то стаканы идут в переработку. Они сделаны из полипропилена, который полностью перерабатывается. Мы используем цветные этикетки, поэтому из них нельзя сделать новые стаканы. Их перерабатывают в непищевые предметы: банковские карты или хозтовары.

Пока проект на начальной стадии, и сейчас рано говорить о прибыли. Но потенциал мы видим большой. Помимо коммерческой составляющей, это действительно хорошая и добрая история. Про стаканы я и сама раньше не задумывалась, но, углубившись в тему, понимаю, насколько катастрофична ситуация с пластиком во всем мире.

Exit mobile version