Верховный суд РФ постановил, что врачи обязаны своевременно объяснять пациентам курс лечения и предупреждать их о возможных последствиях проводимых процедур. Об этом сообщает РАПСИ.
Поводом для разбирательства стал иск жителя Москвы к Национальному медико-хирургическому центру имени Пирогова. Стороны заключили договор на лечение и протезирование зубов. Мужчина заплатил 60 тысяч рублей за подготовку к имплантации и консультацию хирурга-стоматолога. Однако в итоге врачи отказали ему в протезировании из-за хронического парадонтита.
Истец посчитал, что ему оказали ненадлежащую медицинскую помощь, так как его готовили к имплантации, которая была невозможна без предварительного лечения пародонтита. Больница сочла претензии клиента необоснованными, так как процедуры проводились должным образом и не нанесли ущерба здоровью.
Суды двух инстанций отказали истцу: указали, что медицинские услуги были надлежащего качества, а согласие на предоставление услуг мужчина дал сам. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение.
ВС постановил, что на клиентов медицинских учреждений в полной мере распространяются нормы закона о защите прав потребителей, поэтому исполнитель обязан своевременно предоставлять клиентам всю достоверную информацию об услугах, чтобы у пациента была возможность правильного выбора. Это положение распространяется и на платную медицину, и на лечение по полису обязательного медицинского страхования.
В 2016 году агентство Bloomberg составило рейтинг эффективности системы здравоохранения, в котором Россия заняла последнюю позицию. Британские аналитики The Economist сравнили уровень российского здравоохранения с нигерийским.
До середины 2020-х годов в России не ожидается значимых реформ в здравоохранении. Модернизация ждет только те программы, отказ от которых грозит социальными протестами.
Аналитики Boston Consulting Group провели исследование и пришли к выводу, что за 50 лет российская система здравоохранения перешла из лидирующих в отстающие. Финансирование медицины невелико, а доля госрасходов на здравоохранение, составляющая 20-30% —неэффективна. В докладе консалтинговой компании сказано, что проблемы есть на всех уровнях системы: семьи жалуются на врачей, очереди и требования оплатить формально бесплатные услуги и лекарства, а врачи перерабатывают и недовольны зарплатами.