В последние десятилетия Петербург стал столицей незаконной рекламы. Еще несколько лет назад объявлениями с женскими именами и телефонами борделей были оклеены остановки, столбы и стены во всех районах города, но не так давно ситуация начала постепенно исправляться. Причиной тому — городские активисты, которые ведут непримиримую борьбу с незаконной рекламой и заставляют работать городскую администрацию и полицию.
«Чтобы не было»
«Еще лет пять назад по Невскому проспекту каждые 10–15 минут шел расклейщик и шлепал свои листовки на остановки и трубы. То есть непрерывный поток циркулировал каждый день, — рассказывает “Таким делам” координатор по борьбе с незаконной рекламой движения “Красивый Петербург” Вадим Линин. — А сейчас на Невском проспекте практически этого нет. Бордели там себя перестали рекламировать».
Как раз пять лет назад Линин начал свою борьбу с засильем незаконной рекламы: он сделал замечание расклейщику ярких объявлений, лепившему их прямо на фасад дома, а тот ответил угрозами. Линин решил разобраться в проблеме и со временем стал городским активистом. Он примкнул к «Красивому Петербургу» и организовал в контексте движения целую общественную сеть, заставляющую городские службы устранять не только объявления, но и сами бордели. Вместе с другими активистами ему удалось наладить ежемесячный мониторинг ситуации в городе и создать базу данных петербургских борделей, о появлении которых общественники регулярно оповещают полицию.
«“Красивый Петербург” не имеет жесткой структуры, — говорит Линин. — Люди объединяются для решения волнующей их проблемы. Сейчас у нас есть несколько человек, которые занимаются мониторингом, десятки людей, которые регулярно обрывают и стирают объявления, и так далее. Некоторых из них я даже лично не знаю, общаемся в социальных сетях, но еще не встречались».
На данный момент основным незаконным рекламодателем в Петербурге остаются бордели, десятки которых расположены во всех районах города. Именно они нанимают расклейщиков, распространяющих ежедневно тысячи объявлений, — это и яркие листовки, и трафареты на асфальте. Публичные дома существуют и в других городах России, но такой агрессивной рекламы, как в Петербурге, нет нигде. Все дело в том, уверены активисты, что в Северной столице нет политической воли для внедрения хорошо известных и испробованных методов борьбы с этим явлением.
Как показывает практика, одним из самых эффективных способов противодействия расклейке новых объявлений является система автоинформирования, успешно работающая, например, в Москве. Это специальная программа, которая безостановочно звонит на рекламные номера телефонов и сообщает абонентам, что они ведут противозаконную деятельность. Линия оказывается постоянно занятой, и потенциальные клиенты не могут дозвониться до нарушителей, тем, в свою очередь, приходится отказываться от рекламы, так как она теряет эффективность.
Активисты ратовали за введение такой системы и в Петербурге: первые опыты по ее использованию были проведены больше года назад в Петроградском районе и доказали, что она действительно помогает очистить остановки и фасады от объявлений. Однако на городском уровне ее ввели с существенными изменениями, которые сделали автоинформирование практически бесполезным. Сейчас робот прозванивает подозрительные номера с интервалом 2,5–10 минут, что не мешает опытным операторам борделей успешно принимать заказы. В результате за год работы система, по оценкам активистов, не смогла кардинально изменить ситуацию.
«Произошло выхолащивание самого смысла автоинформирования, — говорит Линин. — Из-за такого формального подхода оно подействовало только на случайных людей, которые, например, предлагали уроки гитары или что-то подобное. А настоящие преступники спокойно работают дальше, их это не беспокоит».
Несмотря на попустительство властей, работа активистов не проходит незамеченной. На протяжении последних пяти лет они постоянно привлекают внимание СМИ к проблеме незаконной рекламы, срывают тысячи объявлений и бомбардируют полицию сообщениями о существующих публичных домах. Постоянным мониторингом ситуации занимаются десятки людей, а срывают и закрашивают объявления — сотни, многие из них даже не знакомы друг с другом.
Наибольших успехов пока удалось добиться на Петроградской стороне, где объявления о незаконных услугах исчезли практически полностью, улучшилась ситуация и в Центральном и Василеостровском районах. Отчасти это заслуга активистов, но решающее слово все равно остается за местной администрацией и МВД, уверен Линин. «При желании незаконная реклама мигом ликвидируется. Про ту же Петроградку ходят слухи, что это личная позиция начальника районной полиции, он сказал: “Чтобы не было, если будет — мало никому не покажется”. И все», — говорит активист.
«Без чести и совести»
Все нынешние активисты по борьбе с незаконной рекламой начинали с того, что просто срывали цветные объявления в своих районах, для многих это осталось привычкой и по сей день. Несмотря на кажущуюся безобидность, такая деятельность связана с риском для жизни: активистам приходится вступать в противоборство с расклейщиками объявлений, и порой такие конфликты заканчиваются достаточно серьезными драками.
Например, Владимиру (фамилия не афишируется по просьбе потерпевшего), который срывает объявления на протяжении четырех лет, в июле 2017 года сломали лицевую кость, а позже угрожали убийством. Последняя на данный момент громкая история с нападением произошла весной 2018 года, когда один и тот же расклейщик в разные дни обрызгал из перцового баллончика двух активистов в Купчино.
«Расклейкой занимаются довольно разные люди, но в основном это наши соотечественники, которым в случае чего не грозит депортация, — рассказывает Линин. — Зато заработки там ощутимые, потому что работка, откровенно говоря, так себе: в полицию могут забрать, а то и в морду дадут некоторые граждане, наслушаешься о себе всякого опять же. Но моральный аспект особенно никого не волнует».
Стычки с расклейщиками происходят регулярно, только на самого Линина нападали около 10 раз, однако ни один эпизод так и не закончился наказанием виновников. Аналогичная ситуация складывается и с самими борделями, закрывать которые правоохранительным органам удается с трудом. Отчасти проблема тут в несовершенстве законодательства, в соответствии с которым полиция в ходе рейдов заводит только административные дела и только на самих секс-работниц и диспетчеров. В подавляющем большинстве случаев они просто платят небольшой штраф и продолжают работать, часто даже в тех же самых квартирах. Что касается уголовных дел по статьям 240 (вовлечение в занятие проституцией) и 241 УК РФ (организация занятия проституцией), которые предусматривают более существенные штрафы и лишение свободы до пяти лет, то они применяются значительно реже.
Самой громкой историей с обвинением по этим статьям было многолетнее расследование дела о сети салонов «Созвездие моделей», по которому проходило несколько десятков фигурантов, в том числе главный участковый по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник Алексей Галкин (осужден на полтора года колонии-поселения. — Прим. ТД). Тогда Следственному комитету удалось доказать связь между организатором борделей Сергеем Ульяновым и полицейскими, которые «крышевали» незаконный бизнес, однако большинство обвиняемых избежали наказания, а самому Ульянову, приговоренному к четырем годам колонии, зачли время, проведенное под домашним арестом, и оставили на свободе.
«Незаконная реклама — это маркер системных проблем всего города, — говорит координатор движения “Красивый Петербург” Красимир Врански. — Она напрямую связана с незаконной торговлей, с полным бардаком в сфере ЖКХ и, конечно, с бездействием полиции и неэффективностью городского управления вообще».
Мнение Врански и других городских активистов перекликается с недавней акцией московского андеграундного художника Даниила Берковского «Партия любви», который весной этого года оклеил петербургские фасады похожими яркими объявлениями. На них вместо выдуманных имен проституток и номеров борделей были напечатаны названия всех четырех парламентских партий и их контактные телефоны.