Россияне впервые с 2014 года выбрали в качестве приоритета заботу государства о благосостоянии граждан, а не державность и военную мощь. Такие результаты опроса получил Институт социологии РАН.
Четыре года назад большинство респондентов — 67% — считали, что Россия должна быть великой державой с мощными вооруженными силами, пишет «Ъ». На это мнение повлияло присоединение Крыма, которое было воспринято как восстановление справедливости на уровне внешней политики. Сейчас так считают 49%.
В этом году 51% россиян заявил, что государство должно в первую очередь заботиться о благосостоянии собственных граждан, а державность и военная мощь второстепенны. В ходе предыдущего опроса такой ответ дали 33%.
По словам руководителя научно-исследовательского центра Института социологии РАН Владимира Петухова, большинство граждан считает, что государство может иметь статус «великой державы» не из-за внешней политики, а благодаря внутренней. 67% назвали главным условием для получения такого статуса современную экономику, 66% — высокий уровень благосостояния граждан. Только 13% уверены, что страна должна стать мировым центром влияния, 8% — цивилизационным мостом между Европой и Азией, 7% — контролировать государства бывшего СССР. В целом, по мнению Пастухова, общество выбирает баланс между военной мощью и благополучием людей.
Кроме того, с 2014 года изменились представления россиян о ценностях, на которых должно строиться будущее страны. Стало больше тех, кто выбирает социальную справедливость. Этот показатель поднялся с 47% до 59%. На втором месте по популярности ответов — права человека, демократия, свобода самовыражения личности. Запрос на демократию вырос сразу на 10% — с 27% до 37%.
Ранее Комитет гражданских инициатив выяснил, что в России растет число граждан, которые готовы к переменам, при этом надеются только на себя, а не на государство. Также люди все чаще недовольны внешней политикой, и чем ниже уровень жизни респондентов, тем больше негативных оценок. Кроме того, учитывая мнения респондентов, можно говорить о том, что они предпочитают справедливую власть, а не сильную.