Такие дела

Как в Магнитогорске волонтеры организовали раздачу бесплатного хлеба пенсионерам и малоимущим

В Магниторгорске уже год активно развивается волонтерский благотворительный проект «Полка добра».  В нескольких магазинах города появились полки, куда все желающие кладут хлеб, а нуждающиеся могут взять его.

«Такие дела» поговорили с организатором «Полки»,  27-летним предпринимателем в сфере печати Михаилом Горобинским и выяснили, что для создания эффективного благотворительного проекта, кормящего десятки малоимущих людей, не нужно ничего, кроме желания помогать.

«А что нам будет за эти полки?»

Проект я начал делать вместе с несколькими друзьями. Честно говоря, все пошло с картинки в интернете, фотографии такой же полки в каком-то российском городе. Мы задались вопросом: а есть у нас что-то подобное в городе? Поспрашивали — и не нашлось. Решили сами сделать.

Сначала сделали в двух магазинах и даже не знали, как эту полку соорудить и куда ставить. В итоге выделили под нее часть прилавка. Уже тогда про нас сделала сюжет местная телекомпания, и пошел поток людей — как помогающих, так и нуждающихся. Сейчас в нашем координационном чате порядка 40 человек — из изначальных 15.

Постоянно нас подозревают в том, что мы какие-то политики и хотим что-то за это, собираем какие-то голоса. Люди спрашивают: «А что нам будет за это [за полки]?» Но не скажу, что это частые вопросы.

«Приходят за хлебом — оставляют конфетку»

На данный момент у нас семь действующих полок. Мы поставляем туда хлеб по понедельникам, средам и пятницам. В каждый магазин идет по 10 булок хлеба — итого в день развоза мы отвозим по 70 булок. К следующему такому дню все булки уже, конечно, разбираются. Помимо этого, люди кладут булки сами — и продавцы, и руководители магазинов, и простые покупатели. Конечно, это происходит не так часто, как это делаем мы.

Хлеб мы заказываем в одной пекарне. Там на готовку партии хлеба уходит почти полдня. Они начинают печь нужные  70 булок с утра и заканчивают только к 16:00. Пекарня продает нам этот хлеб по себестоимости, то есть с огромной скидкой, — по восемь рублей за булку. Покупаем мы все на свои деньги. Каждый скидывает, сколько может.

Полка в магазине
Фото: Михаил Горбинский

За хлебом приходят в целом одни и те же люди, кто уже знает об акции, — бабушки, дедушки. Они знают, в какие дни привозится хлеб. Но посчитать конкретное количество, сколько людей в каждом магазине пользуется «полкой добра», невозможно. Думаю, не меньше 10 человек в день завоза.

Вообще, положить туда может, кто угодно и что угодно. Бывали случаи, когда сами бабушки клали для своих же конфеты и печенья — приходили за бесплатным хлебом, брали его, но оставляли конфетку.

Мы всегда спрашиваем у продавцов: «Все ли хорошо, кто приходит к полке, берут ли что-то, кто это делает, что говорят?» В основном передают добрые пожелания.

Полки расположены в пекарне, где печется хлеб, в одном частном продуктовом магазине и в сетевом, таким образом полки есть в разных районах. На самих полках висит табличка: «Если нуждаетесь — можете взять, если есть возможность — можете положить».

«Приучить к добрым поступкам»

Но наша цель — не в том, чтобы на этих полках лежал хлеб, а в том, чтобы приучить людей к добрым поступкам, к самостоятельному заполнению этих полок. Но мы думаем над тем, чтобы увеличить количество полок — и над тем, где нам заказывать еще хлеб.

Помимо «добрых полок» мы еще проводим раздачи продуктовых наборов. За 2018 год мы сделали это три раза и планируем еще раз успеть перед Новым годом. Мы закупаем жизненно необходимые наборы — пачка крупы, пачка сахара, пачка чая, масла — и раздаем их, возле той же «полки» в каком-то конкретном магазине. Самое большое — 100 человек приходило на такое. Приходят далеко не только дедушки и бабушки, но и нуждающиеся всех возрастов, и даже молодые многодетные матери, матери-одиночки.

Читайте также Не надо мусорить едой

Мы планируем зарегистрировать некоммерческую организацию, чтобы все было чисто юридически. Сейчас все устроено на устных договоренностях. Пока никаких проблем от каких-либо проверяющих органов с этим не было. Сейчас мы уже подали все необходимые для этого документы и ждем ответа. Откроем свой сайт, где будет указан наш счет и его реквизиты. Сейчас уже многие люди готовы помочь нам финансово, если не получается участием — мы стараемся не брать их деньги, потому что за них нужно отчитываться.

«Нас просят поделиться опытом»

Так получилось, что нашими полками больше пользуются люди пенсионного возраста. Может, мы породим мысль у чиновников и власти, что нужно с этим что-то делать. Почему волонтеры что-то делают в этом плане, а государство — не особо? Сколько я сейчас со всеми общаюсь, разговор о среднемесячной зарплате, расходах и пенсии — всегда острый.

Основа волонтеров «Доброй полки»
Фото: Михаил Горбинский

В основном, конечно, слышно поддержку, есть одобрение от людей. Но кто-то говорит, что все это бред, что люди не хотят работать, наглеют и кормятся за счет людей: «Дайте больше, дайте еще». Мол, в других городах был такой опыт. Полки закрывались, потому что доходило до драк и закрытия магазинов. Да, у нас закрылись полки в первых двух магазинах — сами предприниматели не желали видеть у себя в магазинах такой контингент людей. Они говорили, что туда приходили чуть ли не бездомные, и им не хотелось, чтобы они заходили. Кто-то говорил об агрессивных бабушках, требующих бесплатного хлеба, даже когда он кончился.

При этом в других магазинах вокруг полок не было никаких конфликтов. Возможно, там была другая вовлеченность продавцов, возможно, реально у каждого магазина свой контингент. Сейчас ни от одного магазина нареканий мы не слышим, отрицательных отзывов о нашей деятельности тоже не особо.

Сейчас нам пишут из других городов — поделитесь опытом. Из ближайшего Челябинска, например. Спрашивают, куда ходить, куда не ходить, что работает, что не работает — делаем общее похожее дело.

Exit mobile version