Такие дела

Реклама в Facebook предложила пользователю заказать футболку в память о погибшей жене. Этично ли это?

Пользователь Facebook Петр Пархоменко сообщил о навязчивой рекламе, которая стала появляться в его ленте после того, как скончалась его жена: иностранная компания предлагала ему приобрести сувенирную памятную продукцию, что возмутило мужчину.

«Такие дела» решили разобраться в ситуации и выяснить, насколько этично со стороны соцсетей продвигать рекламу на тему смерти и что можно предпринять пользователю в подобном случае.


Как рассказал Петр Пархоменко ТД, первое рекламное объявление с предложением заказать футболку с надписью «My angel wife (name here) I miss you so much» он увидел в начале сентября, после чего пометил его как оскорбительное для себя, но «никуда не обращался». Второе объявление от той же компании появилось в его ленте 20 ноября. Мужчина опубликовал пост с негативной реакцией на рекламу и отметил в ней представительство Facebook, но пока никто с ним не связался. Региональный директор Facebook, Instagram и Messenger в России Анна-Мария Тренева на момент публикации не ответила на запрос ТД с просьбой прокомментировать ситуацию.

Антрополог, социолог, главный редактор журнала «Археология русской смерти» Сергей Мохов в беседе с ТД отметил, что к конфликтной ситуации могла привести разница в менталитете между создателями соцсети и ее российскими пользователями.

 темы смерти  чувствительны к любой коммерциализации

«Facebook все-таки американская площадка и в этом плане ориентируется на американских потребителей, там подобного рода реклама, вероятно, воспринимается вполне нормально, — считает Мохов. — Хотя от штата к штату законодательство отличается: например, в некоторых штатах полностью запрещена реклама конкретных услуг — только общее позиционирование похоронного дома».

По мнению Мохова, лучше всего, когда инициатива исходит снизу, то есть когда запросы и потребности на памятную продукцию исходят от самих скорбящих. Он напомнил историю, когда после крушения самолета АН-148 в Подмосковье сообщество в соцсети «ВКонтакте» начало делать футболки в память о погибших людях и это вызвало массовое возмущение. Страница сообщества была заблокирована.

«В целом темы смерти и умирания близких людей очень чувствительны к любой коммерциализации. Там, где есть потребительская культура, они переживаются проще. Где, как у нас, этой культуры нет — там сложнее. Это не значит, что подобная реклама — это плохо или хорошо, нужно учитывать какие-то границы», — резюмировал Мохов.

SMM-специалисты, опрошенные ТД, рассказали, что, судя по всему, неприятная пользователю реклама появляется в ленте из-за определенных настроек страницы. Например, в Facebook можно указать, хотите ли вы получать рекламу на основании семейного положения или других личных данных: места учебы, места работы и прочих. Аналогичным образом можно включить или отключить рекламные предложения на основании ваших покупок и иных действий через сторонние приложения, которые может отслеживать Facebook.

Также, вероятно, могла сработать контекстная реклама: если человек публикует посты на определенную тему, компании, сотрудничающие с Facebook, могут отследить их по ключевым словам и предложить пользователю тематические услуги.

Exit mobile version