Правозащитный медиапроект «ОВД-Инфо» представил доклад о том, как российские власти используют процедуру согласования публичных мероприятий в качестве инструмента цензуры и запрета нежелательных акций. В докладе подробно исследуются данные по согласованию антикоррупционных протестных акций 26 марта 2017 года.
Российское законодательство вообще не предполагает проведения спонтанных акций: если участвует больше одного человека, мероприятие должно быть заранее согласовано с властями. При этом ограничения, которые используют власти, могут являться спецификой законодательства или же применяться в нарушение закона, отмечают авторы доклада журналистка и аналитик Наталия Смирнова и юрист Денис Шедов.
Проблемы с подачей уведомления
Организаторы акций вынуждены подавать уведомления в крайне сжатые сроки: в зависимости от дня недели, на который запланировано мероприятие, у организаторов остается на получение согласия властей всего четыре или пять дней. Если же у чиновников возникают какие-либо вопросы к акции, в большинстве случаев времени на исправление ошибок и подачу нового уведомления не остается.
Нормативная база настолько сложная и многоуровневая, что организатору недостаточно ознакомиться лишь с федеральным законом о митингах, а необходимо собирать настоящую мозаику из разрозненных и не всегда очевидных норм. Так, чтобы определить статус места, где запланировано мероприятие, нужно выяснить, кто является владельцем территории, не подпадает ли она под федеральный или региональный запрет, не является ли она специально отведенным местом, на котором действуют другие правила информирования, нет ли рядом памятников культуры и объектов транспортной инфраструктуры. Региональные законы отдельно регламентируют, в какой именно орган власти следует подавать уведомление, это может зависеть как от количества участников, так и от формата мероприятия.
При этом в законах разных уровней встречаются прямые противоречия. Например, не определен статус субботы как дня для подачи уведомления: федеральный закон не запрещает подавать документы в субботу, но региональные или локальные акты могут предусматривать подачу уведомлений только в рабочее время с понедельника по пятницу.
«Такая сложная нормативная база неизбежно приводит к ошибкам, а те, в свою очередь, к отказу в согласовании», — отмечается в докладе.
Поводы для отказов в проведении акций
Поводы для отказа достаточно обширные — начиная с того, что цель мероприятия может быть признана «неконкретной», и заканчивая нарушением сроков подачи уведомления. В проведении политической акции зачастую отказывают из-за того, что популярная городская площадка внезапно оказывается занята развлекательным мероприятием, срочными ремонтными работами или длительными работами по благоустройству. Иногда такие распоряжения мэрии издают уже после получения уведомления о проведении митинга.
Авторы доклада приводят в качестве примера попытки согласовать митинг 26 марта 2017 года в Волгограде. Городская администрация отказала организатору, объяснив, что с 18 марта до 30 апреля на всей территории Волгограда будет проводиться «весенний месячник санитарной уборки, очистки и благоустройства». Примечательно, что организаторы подали заявление 15 марта, а постановление администрации о проведении месячника благоустройства было принято только на следующий день. Ответ администрации со ссылкой на постановление о месячнике датирован 17 марта — за день до того, как постановление было опубликовано в газете «Городские вести».
В Нижнем Новгороде организаторам антикоррупционной акции сообщили, что на той же площади уже запланирован пикет в поддержку детей с ДЦП, — согласно уведомлению, его намеревались проводить целый день, с 7 утра до 10 вечера.
При этом из 37 ответов властей на уведомления об акциях 26 марта, где говорилось о проведении других мероприятий, в 24 случаях не было указано название акции-дублера, в 23 — организатор, а в 16 не называлось ни то, ни другое. В то же время известно, что акции-дублеры часто проводят провластные организации, например «Единая Россия» или «Молодая гвардия Единой России».
Нарушения в процессе согласования
В течение последних лет нормативная база пополнялась все новыми запретами, отмечают авторы доклада. В частности, сузился круг возможных организаторов акций, появились новые ограничения на тематику мероприятий, возросло количество территорий, где запрещено проводить митинги, — в большинстве случаев это центральные районы городов.
Запретительный тренд и пробелы в регулировании усложняют процедуру согласования, при этом нередко администрации препятствуют проведению акции, нарушая закон, — это становится возможным из-за непрозрачности процедуры и отсутствия работающего внешнего контроля.
Закон предусматривает только две возможные причины для отказа в согласовании: несоответствие организатора или законодательный запрет на проведение акций рядом с конкретными объектами, — но «на деле отказы обосновываются и другими причинами, не предусмотренными законом, например тем, что акция приведет к нарушению функционирования тех или иных объектов или помешает движению транспорта и пешеходов», отмечается в докладе.
Нередко организаторам не предлагают альтернативной площадки, а если предлагают, то в удаленных местах, где акцию проводить бессмысленно. На подачу нового уведомления к этому моменту может не остаться времени.
В публичном доступе нет ни полного списка регламентирующих документов для согласования мероприятий, ни перечня различных городских массовых событий и работ по благоустройству. Все это позволяет властям фактически препятствовать проведению политических акций, легко скрывая факты прямых нарушений со своей стороны, например назначение работ по благоустройству задним числом или запрет со ссылкой на несуществующее «иное мероприятие».
На митингах против коррупции, которые проходили во многих городах страны 26 марта, задержали тысячи человек. Только в Москве в полицию забрали более 800 участников. Поводом для проведения протестных акций послужил фильм Алексея Навального о том, что Дмитрий Медведев владеет недвижимостью и яхтами, которые записаны на благотворительные фонды.