Точной статистики о том, сколько россиян относят себя к вегетарианцам или веганам, нет — пробовали воздерживаться от мяса 3% населения, задумывались об этом 6%. Судя по прошлогоднему опросу ВЦИОМа, более трети жителей страны считают, что отказ от мяса — это вредно. Тем не менее о том, что популярность вегетарианства и веганства [более строгая форма вегетарианства. — Прим. ТД] растет, можно судить по большому количеству различных экомагазинов и экопроизводств, пишет РБК.
Люди, не употребляющие продукты животного происхождения, иногда переводят на этот тип питания и своих домашних питомцев. Эта тема до сих пор вызывает споры даже в таких передовых в плане вегетарианства странах, как Германия и Швеция. Как обстоят дела в России с кошками и собаками-вегетарианцами, «Такие дела» спросили у хозяев, практикующих подобное или пытавшихся.
Джексон
Барабанщица и вегетарианка Анна решила перевести своего метиса Джексона на питание без мяса, руководствуясь успешным опытом берлинских друзей. «В Германии с этим намного проще: зашел в магазин и купил веганский корм», — говорит девушка.
В России же все сложнее: негатив в отношении такого решения постоянно преследует хозяина, начиная от покупки корма и до взаимодействия с ветеринарами и кинологами. «Лишний раз говорить о том, что у нас собака-веган, я бы не стала, из страха того, что загнобят», — говорит Анна.
Джексон появился у Анны, когда ему было 3,5 месяца, — она взяла его из приюта 50pets. В этом возрасте хозяйка кормила его творогом и обычной собачьей едой, а начиная с восьми месяцев перевела на вегетарианский корм Fitness Trainer Vegetal (FT), используемый обычно в диете больных животных с гастритом и другими заболеваниями ЖКТ.
Этот корм Джексону категорически не нравился, и у него начались проблемы с поведением, он стал хуже слушаться. Воспитывать его стало очень сложно, еще сложнее стало использовать для дрессировки корм.
«Мне надо было заправлять корм маслом, соевым соусом, овощами, кашами — просто чтобы он его ел», — жалуется хозяйка Джексона. Однако этот корм сам по себе был сбалансированный, и к нему не должно ничего прилагаться.
Через месяц Анна решила заказать пищевые добавки от Vegetpub. Это американский бренд, который делает витаминные добавки как для котов, так и для собак. Этот вариант уже понравился Джексону, но у него началась аллергия, видимо на соевую муку. Особенно это стало явно после того, как прошел переходный период после недели на новом корме. Еще примерно через месяц хозяйка сдалась.
«После проблем с послушанием стало понятно, что собаку нужно как-то мотивировать. Мне как вегетарианке больно даже пойти в магазин и купить кусок мяса, но пришлось покупать докторскую колбасу», — говорит Анна. С ее помощью Джексон обучился командам «Сидеть», «Лежать», понимать, когда рядом находится хозяйка.
Не помогало и окружение, крайне стигматизированно воспринимавшее диету Джексона. «Каждый раз, когда я говорила, что он веган или вегетарианец или что мы хотим из него сделать такового, ветеринары начинали сводить все его проблемы исключительно к этому. Непослушный — потому что вегетарианец, болит нога — вегетарианец, плохая шерсть — вегетарианец», — вспоминает Анна.
В какой-то момент Анна заменила докторскую колбасу в тренировках Джексона на веганскую. Спустя какое-то время она поинтересовалась у кинолога, с которым занималась с Джексоном, не слишком ли он худой. «Нет, он в очень хорошей форме, все с ним нормально», — ответила кинолог. В конце занятия Анна рассказала специалисту о реальном составе колбасы. Кинолог моментально изменилась в лице, обернулась, посмотрела на пса, на хозяйку и воскликнула: «Боже, какой он худенький!»
Сейчас Анна кормит Джексона обычным кормом суперпремиум: 70% мяса, все остальное — крупы и овощи. Если в этой же ценовой категории появится вегетарианская альтернатива, которую пес будет хорошо есть и не страдать аллергией, они перейдут на нее.
«Я изначально заводила собаку, зная про успешный опыт своих друзей-веганов, у которых есть животные-веганы», — признается Анна. Но это иностранный опыт, и только с собаками. С котами сложнее: у них в связи с особенностями пищеварения появляются отложения от вегетарианского корма и развивается мочекаменная болезнь.
Повторить этот опыт, заказывая нужные корма прямо из-за рубежа, нереально, отмечает Анна. Одна пачка корма весит 17 килограммов, и его регулярная доставка сюда, по мнению девушки, финансово неподъемное предприятие из-за таможенных ограничений и повышенных западных цен. По ее словам, даже покупка корма в Москве обходится в 7 тысяч рублей в месяц.
«Это были ежедневные метания: собака растет худая, ничего не жрет, у нее диарея, все гнобят ее», — говорит девушка.
Анна не согласна с позицией, что принуждение животного к определенному типу пищи — неэтичное действие. «Собака — одомашненное животное, и мы живем в такой среде, где мой вид доминирует. Мы живем в гармонии, но я его кормлю и содержу. Позволяю ему делать все, что он хочет, за исключением разноса квартиры и убийства других собак. Он должен вести себя определенным образом, чтобы вписываться в мою среду», — аргументирует она.
При этом, признается хозяйка, вряд ли возможно полностью отучить собаку от мяса: «Это очень сильный инстинкт. Все время, когда мы ходим гулять, Джексон находит какую-то косточку и бежит к ней, ее потом очень сложно забрать. Конечно, он хочет есть плоть. Может, он даже мог бы нормально поохотиться, кого-то загрызть и съесть. Но так как он живет со мной, а я вегетарианка, то он живет по моим правилам».
Плутон и Жужа
Вегану Елене 27 лет, она живет в Москве и работает в сфере рекламы и по совместительству с детьми. У нее две собаки — взятый с улицы четырехлетний Плутон и восьмилетняя леди Жужа, жившая до этого у другой опекунши, но изначально тоже взятая с улицы. С новой хозяйкой животные живут уже три года.
«Они не на вегетарианской диете, а на веганском питании», — с улыбкой поправляет Елена. Сейчас они питаются сухими веганскими кормами, доступными в широкой продаже, — Ami Dog и FT. По словам хозяйки, корма обеих марок сбалансированы и подходят для постоянного кормления. «Что ел Плутон до этого — не подозреваю. Жу питалась сухим мясным кормом», — рассказывает веган.
На таком питании они уже три года. Поправка Елены насчет веганства не случайна — собаки не едят никаких продуктов животного происхождения. Жу была переведена на такое питание не сразу — хозяйка знала, что она долгое время питалась мясным. «Прошлая опекунша отдала мне некоторое количество корма, и сначала я смешивала, постепенно увеличивая процент веганского», — вспоминает она.
Сначала Елена кормила обоих Ami Dog, потом в продаже появился FT, и, так как он был более доступен в Москве, попробовала перевести питомцев на него. У Жу от FT началась аллергия, как у пса Анны: нашелся какой-то ингредиент, на который она отреагировала. Она осталась на Ami Dog, а пес Плутон — на FT.
По словам хозяйки, потерь в весе от веганского питания у собак не было, поскольку Плутон — «крепкий теленок», а Жу всегда была «стройная леди». «Из изменений в поведении могу отметить только выросшую игривость Жу, но это может быть связано со множеством факторов. Если бы были какие-либо нарушения или болезненные реакции, я бы не стала рисковать их здоровьем и состоянием. Я кормлю их веганским кормом именно потому, что люблю», — уверяет Елена.
Собак она обучает только простым командам, необходимым для безопасности и установления связи между хозяином и псом: «Ко мне», «Рядом», «Стоять», «Сидеть», «Вперед», «Нельзя/можно», «Фу». В обучении Елена смогла обойтись совсем без мяса и даже его суррогатов — в качестве вознаграждения использовала веганский корм или веганские лакомства.
Елена рассказывает, что веганское окружение полностью поддерживает ее начинания, а те, кто заводит животных-компаньонов, кормят их так же. Другие же относятся поначалу со скепсисом, но затем с интересом. «Я уверена в правильности этого выбора и качестве кормов, слежу за здоровьем своих малышей и за их состоянием, поэтому мне легко доносить до них информацию», — отмечает хозяйка.
Елена, как и Анна, пару раз сталкивалась с осуждением ветеринаров. Впрочем, один из врачей признал качественность веганского корма. И все же хозяйка перестраховывается: при походе к незнакомому ветеринару говорит, что кормит животных «кормом премиум-класса из-за границы». «Обычно после этого их не интересует, что в составе, что также весьма показательно, — замечает она. — Я за научный подход и доказательную медицину, для меня белый халат не является априори критерием достоверности информации».
За последние два года, говорит Елена, корма стали доступнее. «Но в умах людей еще с большим трудом укладывается идея кормления так называемых хищников не мясом. На Западе и в Европе ассортимент кормов разнообразнее, да и в целом эти идеи развиты лучше, как, собственно, и сама идея веганства», — констатирует Елена.
Что касается этичности принуждения животных к определенному типу пищи, вегетарианка отвечает так: «Животные-компаньоны находятся сейчас в неестественном для их предков положении. Собаки и кошки сейчас в большинстве своем зависимые от людей животные, и произошло это по вине и воле человека. В данном случае, когда их жизнь и здоровье зависят от меня и я отвечаю за них, то и выбирать [питание] приходится мне».
К сожалению, продолжает она, Плутон и Жу, если захотят мясного корма, «не смогут в полной мере осознать, каким образом он появился», и все же съедят его, если он будет в доступности. «При этом они также рвутся съесть и петрушку, упавшую на пол на кухне, и куски яблок, печенье, хлеб, случайно оказавшийся не в том месте не в то время. А еще они обожают сою. Когда я готовлю ее себе, они просто пищат, вымаливая заветный кусочек. Так что их стремление полакомиться всем и вся вряд ли можно связать с безудержной тягой к мясу», — говорит хозяйка.
Зарубежный опыт
Берлинец Андерсон Сантос, владелец первого в Германии магазина веганских сыров и хозяин нескольких собак-веганов, говорит, что в западных странах «веганизм животных» — уже обычное явление. «Не могу с точностью сказать, что большинство хозяев-веганов кормят своих питомцев веганской едой, но возможности для этого огромные: во всех веганских магазинах есть богатый выбор еды для животных, а на некоторых экомаркетах можно найти веганский собачий корм наряду с мясным», — отмечает он.
По словам Сантоса, идея натуральности определенного типа пищи для животных и их фиксированности на определенном виде пищи обманчива. «Вряд ли собака в природе будет охотиться на коров, оленей или кабанов, скорее на куда более мелких млекопитающих, и все же мы скармливаем им мясо тех, кого предпочитаем есть сами, — объясняет берлинец. — Конечно, собака всегда предпочтет кусок сырого мяса сухому корму, но вряд ли кто-то так балует своих псов, большинство дает сухой корм. Так что вопрос об этике здесь ложный — мы в любом случае решаем за животное, что ему есть».
С помощью веганского питания собака может получить все необходимые аминокислоты, жирные кислоты, углеводы, витамины и минералы, пишет канадец Джеймс О’Хир в своей книге «Псы-веганы: сочувственное питание». Там он измеряет питательность такой диеты в соответствии с официальными канадскими рекомендациями, включая рекомендацию Национального исследовательского совета Канады по питанию собак и кошек. О’Хир подробно разбирает пищеварение собаки, начиная с жевательной системы, все стадии роста животного, проблемы, которые могут возникнуть из-за перехода на веганское питание (в основном это нехватка протеина).
С кошками и кошачьими веганскими кормами все куда сложнее, говорит Сантос, вокруг этого до сих пор идут дебаты. В конце ноября Официальный представитель Королевского общества защиты животных Великобритании даже предупредил британцев: не пытайтесь сделать своих котов вегетарианцами, это будет приравнено к жестокому обращению с животными.
Отдельные представители мирового научного сообщества критикуют популярный тренд и настаивают на том, что вегетарианство предполагает серьезные риски для здоровья животных. Почетный профессор факультета ветеринарных наук Университета Сиднея Дэвид Фрейзер отмечает, что такой переход должен сопровождаться доскональным диетологическим подходом хозяина, в противном случае он грозит смертельной опасностью для животного.
«Одна из главных проблем — вкусовое восприятие животных. Натуральный рацион собак и кошек, особенно кошек, полностью хищнический, и «вкусные» для них элементы содержатся в основном в тканях других животных», — рассказал профессор австралийскому изданию. По его словам, это же касается определенных питательных веществ, которые кошки и собаки за века эволюции привыкли получать хищническим путем.
Например, это касается кальция — в природных условиях кошки и собаки получают его, обгладывая кости добычи. Эти вещества можно воспроизвести в виде очищенных субстанций и добавлять их к веганской еде, что разрешит проблему, но подходить к этому нужно максимально осторожно, предупреждает ветеринар.
Шива и Шакти
Шива и Шакти появились в доме вегана Димы Цветкова с разницей в год. Обоим было около месяца, когда он подобрал их.
До этого Шива жил в подвале и поначалу был совсем нелюдим. Шакти Цветков нашел на улице. Первые недели жизни она, скорее всего, провела среди людей, говорит мужчина, потому что никого не боялась и давалась в руки. Ее появление в доме стало, описывает хозяин, самым ярким событием в жизни Шивы: кошки не отходили друг от друга ни на минуту.
«Для них обоих очень важны игры. Они не променяют даже на еду возможность погоняться за веревочками, палочками, солнечными зайчиками или руками. Играя, они проявляют свою хищническую сущность, полностью задействуют свое тело, заточенное под преследование, поимку и убийство. Однако благополучие Шакти и Шивы не зависит от смерти других существ: с того момента как они стали жить у нас, они питаются полноценным веганским кормом, не считая перекусов хурмой, орехами, дыней или авокадо», — рассказывает Цветков. Ранее он публиковал у себя на странице анализ их крови 2014 года с нормальными показателями и в разговоре с «Такими делами» утверждает, что сейчас показатели такие же, а Шива даже стал донором крови для другого болевшего кота.
Дима заказывает питомцам корм иностранного бренда Ami Cat. В его состав входит кукуруза, кукурузный глютен, кукурузное масло, рис, гороховый белок, гороховое волокно, пивные дрожжи, фосфат дикальция, льняное семя, гидролизованный растительный белок, картофельный протеин, хлорид натрия, карбонат кальция и рапсовое масло.
Двух мешков по 7,5 килограмма хватает месяца на три-четыре, по цене один такой мешок — меньше 50 евро. Доставка чаще всего занимает 7-14 дней, но в ограниченных количествах корм продается и в России. «Другие корма не пробовал. Негативных реакций не замечал», — уверяет Дима.
По словам хозяина, большинство его друзей и знакомых разделяют его взгляды и как минимум не возражают против такого кормления кошек. «Не помню, чтобы были отрицательные реакции от кого-либо, с кем я обсуждал эту тему вне интернета. Обычно люди просто удивляются. Два-три работника ветеринарных клиник, с которыми я делился информацией о питании своих подопечных, как ни странно, не возражали тоже», — делится Дима. Но он признает, что такая практика распространена в России крайне слабо.
Веган критикует мнение британского королевского общества и обращается к научной статье представителей Университета Винчестера Vegetarian versus Meat-Based Diets for Companion Animals, авторы которой проанализировали исследования вегетарианского питания питомцами и опросили 12 производителей веганских и невеганских кормов для собак и кошек. Они пришли к выводу, что и собаки, и кошки могут жить на веганской диете, если она правильно сбалансирована и «полноценна по питательному составу».
«Питомцы не могут [ничего] выбирать, за них это делаем мы во всем: когда берем их под опеку в свои дома, проводим медицинские процедуры, ограничиваем в поведении, даем ту или иную пищу. То же происходит и в отношении детей или взрослых людей, не способных заботиться о себе», — заключает Дима.